Вверх страницы
Вниз 

страницы

Французский роман плаща и шпаги

Объявление

Рейтинг игры: 18+



Происходящее в игре (случайная выборка):



В предыстории: Гг. Жан де Жискар и Никола де Бутвиль попадают в засаду в осажденном голландском городе. Лапен пытается спасти похищенных гугенотами графиню де Люз и Фьяметту. Шере впутывается в опасную авантюру с участием Черного Руфуса. Г-н де Бутвиль-младший вновь встречается с г-ном де Лаварденом.

Драться нехорошо. 17 декабря 1628 года: Г-жа де Вейро и г-жа де Бутвиль сталкиваются с пьяными гасконцами на ночной улице.
У кого скелет в шкафу, а у кого - младший брат в гостях, 16 дек. 1628 года: Г-н де Бутвиль и г-н де Корнильон беседуют по душам.
Тесен мир... 15 декабря 1628 года: Шевалье де Корнильон беседует со спасшим его г-ном де Жискаром.
Шпаги наголо, дворяне! 17 декабря 1628 года: Два графа де ла Фер сходятся в поединке

Прогулка с приключениями. 3 февраля 1629 года: Прогуливаясь по Парижу инкогнито, королева подвергается многочисленным опасностям.
О трактирных знакомствах. 16 декабря 1628 года.: Г-н де Рошфор ищет общества г-на де Жискара.
Украдем вместе. 27 февраля 1629 года.: Г-н де Ронэ получает любопытное предложение от графа де Монтрезора.
Куда меня ещё не звали. 12 декабря 1628 года. Окрестности Шатору.: Кардинал де Лавалетт поддается чарам г-жи де Шеврез.

Юнона и авось. 25 февраля 1629 года: М-ль д’Онвиль ищет случая попросить г-на де Ронэ поделиться опытом.
Оружие бессилия. 3 марта 1629 года: Капитан де Кавуа допрашивает Барнье, а затем Шере.
Щедра к нам грешникам земля (с) Сентябрь - октябрь 1628 г., Париж: Г-н Ромбо и г-жа Дюбуа навещают графиню де Буа-Траси с компрометирующими ее письмами.

Varium et mutabile femina. 24 февраля 1629 года, вечер: Г-н де Ронэ возвращается с г-же де Вейро.
Герои нашего времени. 3 марта 1629 года: Варгас дает отчет графу де Рошфору
Детектив на выданье. 9 января 1629 года: Граф де Рошфор пытается найти автора стихов, которые подбрасывают Анне Австрийской.
Дебет доверия. 27 января 1629 года: Г-н Шере рассказывает г-ну де Кавуа то, что тот не знает о своем похищении.


Будем рады новым каноническим и авторским персонажам в сюжеты третьего сезона.

Календарь на 1628 год: дни недели и фазы луны

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » Тайнопись: шифры и симпатические чернила


Тайнопись: шифры и симпатические чернила

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Информация в этой теме, выложенная от ника Перо, была собрана игроками первых двух сезонов игры на форуме http://francexvii.borda.ru/.
Изначальное авторство постов можно посмотреть здесь

0

2

Шифр Виженера

Блезом де Виженером, придворным короля Франции Генриха III, в конце XVI в. был предложен весьма изящный метод шифрования. Иногда этот шифр называют также шифрам с перекрытием текста. Для шифрования используется секретное слово или фраза. Нужно писать это секретное слово над исходным текстом, повторяя его, пока не кончится сообщение. Каждая буква исходного текста заменяется на отстоящую от неё в алфавите на несколько позиций. Величина сдвига задаётся буквой ключевого (секретного) слова, стоящей над данной буквой исходного текста. Для буквы А сдвиг вообще отсутствует, буква Б соответствует сдвигу на одну позицию вперёд, буква В — сдвигу на две позиции и так далее. Последняя буква—Я — соответствует сдвигу на 31 позицию, поскольку в русском алфавите 32 буквы. То есть размер сдвига определяется порядковым номером буквы в алфавите, из которого вычтена единица.
В примере в качестве ключевого используется слово ХОЛМС. Пусть надо зашифровать сообщение

ПРИХОДИ НЕМЕДЛЕННО

Для этого пишется ключевое слово над шифруемой фразой:

Х О Л М С Х О   Л М С Х О Л М С Х О
П Р И Х О Д И   Н Е М Е Д Л Е Н Н О
Теперь каждую букву сообщения надо сдвинуть вперёд по алфавиту в соответствии с буквой ключевого слова, стоящей над ней. Например, буква X является двадцать второй буквой алфавита и задаёт сдвиг на двадцать одну позицию вперёд. Вместо буквы П исходного текста получится буква Д зашифрованного сообщения. Вторая буква —Р— исходного сообщения сдвигается в соответствии с буквой О ключевого слова на 14 позиций вперёд и заменяется на букву Ю. И так далее:

ДЮУБЯЩЦ ШСЭЪТЦСЮВЬ

отсюда

Шифр Виженера был взломан Чарльзом Бэббиджем в 19ом веке (см.). Насколько я понимаю, раскодировать краткое послание, написанное этим шифром, практически нереально. К счастью, большинство интриганов и заговорщиков пользовались куда более простыми подстановочными шифрами (когда одно слово заменяется на другое, хороший пример дан в "Красном сфинксе") или простейший сдвиг каждой буквы на определенное количество позиций (шифр Цезаря).

Отредактировано Перо (2015-12-20 21:12:20)

0

3

Симпатические чернила

- Этим именем называют жидкости, которые при писании не оставляют на бумаге никакого цветного следа; последний должен появляться лишь при нагревании, смачивании водой, каким-нибудь соком, раствором какой-нибудь соли или иного вещества, соответственно химическому характеру составной части данных С. чернил. Название "С. чернила" введено в конце XVII ст. Лемортом в Лейдене; он назвал этим именем раствор свинцового сахара Рb(СН 3 СОО) 2, причем написанное таковым делается заметным после обработки сероводородом; подобное явление, впрочем, было уже описано раньше, в 1653 г., в вышедшем в Париже сочинении П. Бореля. Другой вид С. чернил готовится из солей кобальта; написанное последними на холоду не заметно, но при слабом нагревании выступают буквы красивого синего цвета (образуются безводные соли кобальта - синего цвета); при охлаждении, под влиянием влаги воздуха, буквы эти вновь исчезают и могут быть снова вызваны нагреванием. Это открытие приписывали франц. химику Белло (1737), но, по-видимому, оно было сделано раньше, так как еще в XV стол. Парацельс изготовил один рисунок, долженствовавший изображать зимний ландшафт, покрывавшийся при слабом нагревании зеленой листвой и превращавшийся таким образом в летний. Ныне черные С. чернила готовят или при помощи, как указано выше, свинцового сахара, или же азотно-висмутовой соли; написанное затем для проявления покрывают водным раствором сероводорода, при чем образуется черного цвета сернистый свинец или висмут. Можно также применить раствор сулемы и для проявления раствор хлористого олова, при чем выделяется металлическая ртуть в виде микроскопически малых бурых шариков. Черные С. чернила, по существу подобные обыкновенным чернилам, можно получить, если для писания употребить раствор железного купороса, для проявления же - отвар чернильных орешков и т. д. Голубые: для писания пользуются раствором азотно-кобальтовой соли, для проявления - щавелевой кислотой, причем образуется голубой осадок щавелево-кобальтовой соли; затем можно для писания употребить раствор железного купороса, для проявления - красную кровяную соль: образуется так назыв. турнбульская синь и пр. Желтые. Хлористой сурьмой пишут, вызывают отваром дубильных орешков, или же пишут слабо основным свинцовым уксусом и вызывают йодистым калием, при чем образуется желтого цвета йодистый свинец. Слабый раствор хлористой меди также дает красивые буквы, делающиеся заметными лишь при нагревании и снова исчезающие при охлаждении. Зеленые С. чернила состоят из раствора хлористого кобальта, к которому примешано некоторое количество (напр. до обесцвечивания водного раствора) хлористого никеля, хлорного железа или даже аммиака; написанное после высыхания совсем незаметно, при слабом же нагревании появляется красивый зеленый цвет. Другой рецепт красивых зеленых чернил состоит в том, что пишут бесцветным раствором мышьяковисто-калиевой соли и проявляют раствором азотно-медной соли. Пурпурного цвета получается написанное, если писать раствором хлорного золота и написанное смочить раствором хлористого олова, при этом образуется так назыв. Кассиев пурпур. Также пишут очень разведенным, слегка подкисленным раствором хлорного железа и затем для проявления помещают написанное в сосуд, на дно которого налито немного крепкой серной кислоты и раствора роданистого кадия; развивающиеся пары родановой кислоты вызывают покраснение написанного вследствие образования роданистого железа; если желают уничтожить вызванное красное окрашивание, помещают написанное в атмосферу, заключающую в себе пары аммиака; при этом окрашивание исчезает и может быть вызвано снова любое число раз. Фиолетово-розового оттенка чернила получаются, если смешать хлористый кобальт с цинковым купоросом и т. д. Вообще следует иметь в виду, что С. чернила только тогда хороши и до проявления почти незаметны, если работать с растворами по возможности разведенными. Чтобы распознать присутствие штрихов, сделанных С. чернилами на белой бумаге или между строками, написанными обыкновенными чернилами, подозрительную бумагу помещают между пластинками белого стекла, сильно придавливают последние друг к другу и рассматривают внимательно при падающем (отраженном) и проходящем свете. Нередко это дает возможность прямо прочесть даже совершенно бесцветные штрихи. В противном случае проводят по подозрительной бумаге ряд косвенно-пересекающихся линий при помощи гусиных перьев, обмакиваемых в различные реактивы, как то: разведенную уксусную кислоту, сероводородную воду, сернистый аммоний, йодную воду, растворы железного, медного купороса, сулемы, азотно-серебряной соли, хлорного железа, желтой и красной кровяной соли, свинцового сахара, танина и пр. Если какой-нибудь из реактивов даст положительное указание, то нетрудно отыскать соответственный раствор для проявления всего написанного.
http://slov.com.ua/brokgauz_efron4/page … ila.177074

*В качестве приемлемых чернил для тайнописи можно использовать очень многие из подворачивающихся под руку веществ*: лекарства, бытовую химию и даже отдельные продукты. Короткий список симпатических чернил подобного рода с упоминанием их проявителя представлен нами ниже. Сухие вещества здесь растворяются в воде или же в спирте, а концентрация состава устанавливается на опыте.
1. Пиво и белое вино - пепел сожженной бумаги (текст слегка увлажняется дыханием).
2. Сахарная вода и фабричный яблочный сок - пепел бумаги (при увлажнении текста).
3. Яблочный сок (при "макании" в яблоко) и молоко (разбавленное) - нагрев.
4. Сок лука и брюквы - нагрев.
5. Пищевая лимонная кислота - бензилоранж.
6. Пирамидон (в спиртовом растворе) - нагрев.
7. Вяжущие средства для дезинфекции рта и глотки - нагрев.
8. Аспирин - соли железа.
9. Фенолфталеин - всякая разбавленная щелочь (скажем, гашеная известь).
10. Квасцы - нагрев.
11. Серная (аккумуляторная) кислота (при 10-15%) - нагрев.
12. Воск (хоть как-то заостренный фрагмент свечи) - кальция карбонат, или зубной порошок (посыпать и стряхнуть).
13. Стиральный порошок - свет лампы ультрафиолета (скажем, от пробника валюты).
14. Слюна - сильно разбавленные водой чернила.
Очень удобным способен оказаться иной раз метод так называемого "водяного давления", следуя которому надо смочить водой лист нелинованной бумаги и поместить его на некую стеклянную подложку (скажем, на зеркало). На этот лист кладут другой сухой бумажный лист, и затем твердым карандашом или густым стержнем от шариковой ручки пишут необходимый текст. Пока бумага влажная - текст будет виден, а как только она высохнет - исчезнет. После того как лист станет сухим, на нем нерастворимыми в воде чернилами пишут какое-либо маскировочное послание. Чтобы сокрытое сообщение появилось, надо всего лишь сунуть лист в любую воду и тут же вытащить его обратно.
http://luminofor.ru/article_info.php/tP … icles_id/4

Как приготовить чернила

Применяемые в настоящее время чернила (1925 г.) можно разбить на две группы. Самую большую и важную группу образуют черные чернила, содержащие дубильную кислоту. Чернила второй группы не содержат в своем составе дубильных кислот.

     Чернила первой группы все еще самые употребительные и притом самые дешевые. Они приготавливаются главным образом из дубильной и галловой кислот или из веществ, содержащих дубильное вещество.

     Растворы дубильных веществ с солями железа дают окрашенную жидкость, которая и является основой для многочисленных простых и дешевых рецептов всевозможных чернил. Из дубильных веществ растительного происхождения наиболее часто для этой цели применяются чернильные орешки, кноперсы, кора конского каштана, ивы и сосны, персидские ягоды (авиньонская грушка), терновник и т. п.

     Чернильные орешки представляют собой болезненные наросты на листьях дуба, получающиеся от укола орехотворки.

     Кноперсы являются также болезненными наростами на чашечках желудей дуба. Самым дешевым является применение дубильного корья, использованного и вновь высушенного. Такое корье содержит достаточное для приготовления чернил количество дубильного вещества.

     При изготовлении чернил основной работой является приготовление вытяжек дубильного вещества, получаемых из сырого материала помощью воды; в настоящее время, однако, часто применяются фабрично изготовленные дубильные экстракты, а также химически чистая дубильная кислота. Таннин, встречающийся в продаже в виде желтовато-белого или коричневатого порошка, вполне пригоден для изготовления небольших количеств чернил.

     Вода, применяемая для изготовления чернил, не должна содержать посторонних примесей, которые с дубильными веществами могут дать нерастворимые соединения. Лучше всего применять дождевую, снеговую или дистиллированную воду. В качестве загустителей для приготовления чернил применяют глицерин, гуммиарабики желатин, декстрин и т. п. вещества. Для предохранения от заплесневения применяется карболовая кислота, салициловая кислота, креозот и др.

http://www.lformula.ru/index.php?part=him005&page=0

Чернила орешковые
Для приготовления обыкновенных канцелярских или школьных чернил посредством настаивания или вытяжки на холодной воде берут: 3 чернильных орешков, 2 железного купороса, 2 гуммиарабика, 60 воды. Орешки толкут в порошок и, всыпав в стеклянную бутыль, обливают водою. В другом сосуде растворяют железный купорос и гуммиарабик вместе или порознь. Настой орешков должен стоять несколько дней, пока вода не извлечет из него все дубильное вещество, между тем как купорос и гуммиарабик вполне растворяются в течение нескольких часов. Оба раствора сливают вместе, хорошо перемешиваются и, дав простоять день или два, осторожно сливают, чтобы отделить жидкость от осадка.

Чернила ализариновые
Совершенно неправильно называются чернила этим именем, так как ализарин вовсе не входит в их состав. Ализариновые чернила приготовляются также из вытяжки чернильных орешков, причем в состав их входит уксусная кислота. В обыкновенных чернилах красильное вещество находится в мельчайших частицах, плавающих в жидкости. В ализариновых же чернилах, от присутствия в них значительной дозы кислоты и клея, образования осадка не происходит. Уксусная кислота, входящая в состав чернил, имеет назначение растворять и поддерживать в растворенном виде красильное вещество. Впрочем, ализариновые чернила имеют тот недостаток, что быстро высыхают, вследствие чего образуют на пере густую массу и перо приходится часто обтирать тряпочкой.
Для приготовления «ализариновых» чернил берут: 10 чернильного орешка, 6 железного купороса, 1 гуммиарабика, 100 уксуса, 20 раствора индигокармина. Толченый орешек настаивают в уксусе в продолжение 4 — 6 дней, что же касается купороса и гуммиарабика, то их растворяют отдельно в уксусе, причем необходимо их один раз прокипятить. Когда жидкости после этого будут слиты вместе и процежены, тогда прибавляют раствор индигокармина. Последнего не следует прибавлять сразу большое количество, а понемногу и при каждом добавлении взбалтывать раствор. Уксус можно брать обыкновенный, но лучше древесно-уксусную кислоту, как содержащую незначительное количество карболовой кислоты, препятствующей образованию плесени.

Другой рецепт приготовления «ализариновых» чернил следующий: 20 чернильного орешка, 5 гуммиарабика, 5 древесного уксуса, 2 ½ индигокармина, 50 воды. Чернильный орешек настаивают в продолжение недели в половинной части уксуса и воды. В то же время приготовляют раствор железа в уксусе; для этого надо взять какую-либо деревянную посуду, влить туда остальную часть уксуса и положить в нее разное старое железо, например, гвозди, подковы, обручи и т. п. Дня через три слить жидкость и процедить, гуммиарабик растворить в настое чернильного орешка и соединить все процеженное вместе. К готовым орешкам прибавить индигокармина столько, сколько окажется нужным для придания чернилам желаемой силы сине-зеленого цвета. От присутствия в этих чернилах уксусно-железной соли стальные перья менее портятся.
http://www.i-staple.ru/

0

4

Какие симпатические чернила проявляют в парах иода? Речь идет о знаменитой иод-крахмальной пробе — качественной реакции определения крахмала. Действительно, крахмал образует с иодом темно-синее соединение включения. Капните слабый раствор иодной настойки на срез картофелины, чтобы в этом убедиться. Эту простую реакцию показывают в школах на уроках химии. Ее же с давних пор использовали для тайнописи.

Традиция писать тайные послания раствором крахмала между строк или на чистом листе, поверх которого затем писали обычное письмо, появилась многие сотни лет назад на Востоке. Рисовый отвар давал прекрасные крахмальные чернила, а отвар или экстракт из морских водорослей, содержащих иод, служил для проявления тайной надписи — иодным раствором опрыскивали послание или погружали в него листок полностью.

В давние времена тайнопись служила правителям многих стран, для нее они использовали то, что всегда под рукой. Если на Востоке это были крахмальные чернила, то на Руси во времена Ивана Грозного — сок лука, одного из самых распространенных пищевых продуктов. В конце XIX — начале XX века русские революционеры писали между строк книги обычным цельным молоком. В обоих случаях невидимую надпись проявляли, нагревая листок над пламенем свечи. На самом деле для тайнописи можно использовать любую биологическую жидкость — скажем, сок лимона или пот. Во всех случаях результат будет одинаковым: при нагревании цвет скрытого текста становится коричневым. Опять вопрос — почему?

На самом деле, здесь очень интересная химия. Биологические жидкости, будь то сок лимона, лука или молоко, всегда содержат в небольших количествах белки, жиры и углеводы. При нагревании они взаимодействуют между собой, и образуются коричневые меланоидины […]

"Химия и жизнь"

0

5

Образец письма, зашифрованного в наше время (от герцогини де Шеврез к Шатонефу):

"28 жалуется 38 на своего слугу, у которого так немного уверенности в благородстве и дружбе своего господина, что он делает хуже, когда спрашивает, уж не пренебрегает ли им 28 , подавая надежды 22. Вы не правы в своем мнении, душа 28 слишком благородна, чтобы в ней жили такие подлые чувства."

22 это Ришелье, 38 - Шатонеф (он же слуга), 28 - мадам де Шеврез (она же господин)

0

6

И еще немного о шпионаже:

Держаться в курсе событий, происходящих в Европе, ему [Рубенсу - AJR] помогала целая сеть информаторов. С англичанином Жербье, итальянцем Скальей, датчанином Восбергеном, голландцем Яном он установил личные контакты. В своем антверпенском доме он поселил посланника Лотарингии и его английского коллегу Карлайла и оказывал им гостеприимство, пока их не приняли при эрцгерцогском дворе. Он получал новости из Рима и Германии, знал о финансовом положении султана и китайского императора. Дом на канале Ваппер представлял собой нечто вроде приемной Брюссельского дворца и одновременно почтамта «до востребования». Чтобы успешно решать эти задачи, художник обзавелся целым арсеналом подручных средств, достойным настоящего тайного агента. Все свои письма и донесения он шифровал, причем с разными корреспондентами пользовался разным шифром. Для связи с Восбергеном, как он докладывал эрцгерцогине Изабелле, существовал свой тайный язык, для связи с Яном Брантом — свой; для Жербье — еще один. Последний исследователям удалось прочитать, и они установили, что знак 2х означал Скалья, n0 — Брюссель, 104 — инфанта, 105 — Спинола, 70 — Филипп IV, 00 — Карлтон, 89 — Соединенные Провинции, 87 — Бекингем, 34V41 67 37 57 59 — Голландия, 61 77 21 57 27 25 — Антверпен. Имелись у него и свои «почтовые ящики»: посланник Вик в Париже, после отъезда передавший эстафету своему секретарю Леклерку, и несколько антикваров, например, Фрарен, Го, Антуан Сури, которые вместе с предметами искусства передавали адресатам пакеты с донесениями. Несмотря на официальное разрешение получать письма из Голландии, он предпочитал пользоваться адресом своего друга (впоследствии ставшего ему зятем) Арнольда Лундена


ЖЗЛ: Рубенс

0

7

В книге Люблинской опубликован архивный документ, представляющий собой таблицу дипломатического шифра, которым пользовались у Ришелье около 1629 года (датировка под вопросом). Это простой подстановочный шифр, в котором буквы заменяются двузначными числами, в порядке, который автору, видимо, казался случайным (но наметанный взгляд современника видит там характерные паттерны, которые возникают, когда люди пытаются имитировать случайное распределение вручную). Распространенные буквы - A,E,J,O,V - шифруются не одним, а тремя разными числами, причем J, как я понимаю, идет также и за I, а V - за U .

То есть, имя Richelieu может выглядеть как 20 22(или 24, 27) 25 32 14(или 21, 28) 31 22 (24,27) 14 (21 28) 19 (29, 34), что дает, если я не обсчитался в уме, 273 разных варианта написания слова. Надеюсь, у дипломатов хватало ума подставлять эти числа в произвольном порядке, а не по очереди.

Впрочем, данное имя в тексте так выглядеть не будет, потому что  М. le Cardinal de Richelieu будет обозначен отдельным числом 70: к таблице прилагается список таких особ, а частично и не особ, которые обозначаются отдельными числами от 60 до 102, на этот раз в тупой арифметической последовательности.

В списке в основном люди, но есть географические названия (Савойя, Пьемонт, Лангедок, Прованс, Дофине, Вальтелина, Милан), а также позиции "венецианцы", "гризоны", "швейцарцы" и "женевцы". С ехидством замечу, что ее величества королевы Анны в списке ВИП-персон нет, в то время, как король и королева-мать, разумеется, занимают первые позиции. Зато мадам де Шеврез (или ее муж) идет сразу за принцами крови, и присутствует Шатонеф.

Неправленный список ниже. Прошу прощения, текст распознан ужасно, поэтому там, должно быть, миллион ошибок.
Источник: Люблинская А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630-1642 гг, Ленинград: Наука, 1982, стр. 283-284

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

+2


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » Тайнопись: шифры и симпатические чернила