Вверх страницы
Вниз 

страницы

Французский роман плаща и шпаги

Объявление

Рейтинг игры: 18+



Происходящее в игре (случайная выборка):



Восток - дело тонкое. 1616 год, Тунис, Бизерта: Юный Франсуа де Ротонди знакомится с Франсиско де Варгасом, который знакомится с нравами Туниса.
Письмо счастья. 12 февраля 1629 года.: Г-жа де Мондиссье просит г-на де Трана помочь ей передать письмо королевы г-ну де Корнильону.
Много драконов, одна принцесса. 9 марта 1629 года.: Г-н де Ронэ и Портос готовятся похитить принцессу.
Я вновь у ног твоих. Май 1629 года, Париж.: Арамис возвращается к герцогине де Шеврез.

Денежки любят счет. Февраль 1629 г.: Луиза д’Арбиньи прибывает в поместье Вентьевров.
О пользе зрелых размышлений. 11 февраля 1629 года: Г-н де Валеран рассказывает Марии Медичи о попытке королевы спасти г-на де Корнильона.
Слезы ангелов. Северное море, июнь 1624 г.: После захвата голландского корабля капитан Рохас и лейтенант де Варгас разбираются с добычей.
Гуляя с ночи до утра, мы много натворим добра. 3 февраля 1628 года.: Роже де Вентьевр и Ги де Лаварден гуляют под Ларошелью.

Пасторальный роман: иллюстрация. Декабрь 1627 года: Принцесса де Гонзага позирует для портрета, Месье ей помогает (как умеет).
Любить до гроба? Это я устрою... 12 декабря 1628 года: Г-н де Тран просит сеньора Варгаса о помощи в любви.
Кузница кузенов. 3 февраля 1629 года: М-ль д’Арбиньи знакомится с двумя настоящими кузенами, одним названным и одним примазавшимся.
Невеста без места. 12 февраля 1629 года.: Г-н де Вентьевр и "г-н д'Арбиньи" узнают о скором прибытии "Анриетты".

Игра в дамки. 9 марта 1629 года.: Г-жа де Бутвиль предлагает свои услуги г-ну Шере.
Кружева и тайны. 4 февраля 1629 года: Жанна де Шатель и «Жан-Анри д’Арбиньи» отправляются за покупками.
Пример бродяг и зерцало мошенников. Май 1629 года..: Г-н де Лаварден узнает, что его съели индейцы, а также другие любопытные подробности своей биографии.
La Сlemence des Princes. 9 января 1629 года: Его величество навещает супругу.


Будем рады новым каноническим и авторским персонажам в сюжеты третьего сезона.

Календарь на 1628 год: дни недели и фазы луны

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » Парламенты и другое


Парламенты и другое

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Информация в этой теме, выложенная от ника Перо, была собрана игроками первых двух сезонов игры на форуме http://francexvii.borda.ru/.
Изначальное авторство постов можно посмотреть здесь

0

2

Парламенты во Франции

(les Parlements, Parlamenta) — так назывались во Франции высшие суды, пользовавшиеся очень важными политическими правами. Первым по времени происхождения и по значению был парижский парламент. Он образовался постепенно из королевской курии (curia regis), в состав которой входили, кроме непосредственных вассалов короля (крупных баронов и прелатов), высшие придворные чины (Ministeriales domini regis) и ближайшие советники короля, особенно из знакомых с правом клерков. Первоначально судебные функции курии не были еще отделены от других: одна и та же курия, в одном и том же составе, помогала королю во всех делах, судебных, административных и политических, и окружала его при всех важных церемониях. С течением времени в среде ее постепенно произошла дифференциация: одно отделение стало королевским "советом" в тесном смысле слова, другое стало ведать преимущественно судебные дела, но полного отделения судебных функций от остальных и полного обособления личного состава разных отделений курии не было никогда. В XI и XII веках королевская курия разбирала в качестве первой инстанции такие дела, в которых были замешаны лица и корпорации, находившиеся или в непосредственной зависимости от короля, или под его покровительством (крупные бароны, духовные лица, коммуны и т. д.). При решении судебных дел курия, в эту эпоху, руководствовалась феодальным правом, кутюмами. Апелляционные функции вовсе не были еще развиты. С XIII в., особенно с Людовика IX Святого, увеличивается, по мере расширения территории, на которую простиралась власть короля, и округ (ressort), на который простиралась судебная власть курии. Судебная компетенция ее расширяется: она разбирает в первой инстанции многие дела, ведавшиеся ранее баронами (сеньёриальная юрисдикция), церковью или низшими судебными агентами короля (бальи, прево и др.). Расширение судебных прав королевской курии было последствием постепенно утверждавшегося воззрения на короля, как на единственный источник юстиции и высшего судью. Оно достигалось посредством установления "jus praeventionis", то есть права королевского суда изъять любое дело из ведения того суда, где оно должно было бы разбираться, и самому разбирать его. Этому расширению подсудности содействовало в особенности установление так называемых "cas royaux" (королевских случаев), в число которых стали включаться самые важные уголовные дела (убийства, похищения людей и др.), а также преступления, которыми наносился ущерб достоинству короля или же нарушался общий мир. Вместе с тем курия все шире и шире развивает свое право разбирать в качестве высшей апелляционной инстанции дела по жалобам сторон на другие суды, даже на суд самых крупных феодальных бароний. В среде самой курии все яснее обозначается обособление судебной секции, в которой постоянно увеличивается число профессиональных юристов и вообще лиц, знакомых с правом (особенно с римским) — "легистов". Судебные заседания курии, происходившие ранее время от времени; становятся более правильными, периодическими (Филипп Красивый постановил в 1302 г., чтобы ежегодно в Париже происходило две парламентских ceccии). Начало сессии приурочивалось обыкновенно к одному из больших праздников — к Пятидесятнице, ко дню всех святых, Рождеству и т. д. Курия, сначала переезжавшая вместе с королем, с места на место, постепенно обосновывается в Париже. Наконец, в среде самой судебной секции курии происходит дальнейшее дифференцирование: персонал ее начинает распадаться на отделения, палаты (chambres). Начало такого деления (на chambre aux plaids, chambre des enquêtes et ch. des requêtes) можно проследить впервые уже в ордоннансе 1278 года. С течением времени оно устанавливается окончательно, и число отделений (палат) растет. Под влиянием римского права в парламенте (название Parlamentum, в применении к судебному заседанию курии, встречается впервые в 1239 г.) постепенно вырабатывается новая судебная процедура, открывающая широкий простор письменным доказательствам и следствию, которое производится или самими членами П., или же, по поручению его, местными властями (королевскими бальи и т. п.). Наконец, постоянное расширение территории заставило французских королей приступить и в провинциях к созданию верховных, суверенных (то есть таких, на которые не было апелляции) судебных палат, чтобы облегчить задачу парижского П., который был слишком завален делами, и чтобы не заставлять заинтересованных лиц терять время и средства на переезды в Париж и на продолжительное ожидание там. В некоторых провинциях местные высшие суды, созданные еще до присоединения их к королевскому домену, были преобразованы в П., по образцу парижского; в других местах П. были созданы вновь. Таким образом появились П.: 1) в Тулузе (при Филиппе Красивом), для Лангедока, Гиенни и страны, лежащей за Дордонью; 2) в Гренобле — для Дофинэ, со времени Людовика XI; 3) в Бордо, с 1462 г., для Гиенни, Ланд, Аженуа, Перигора, Сентонж, Лимузена и др.; 4) в Дижоне — для Бургундии, с 1476 г.; 5) в Руане, с 1499 г. — для Нормандии (образовался из существовавшего там еще в XI в. суда — "Echiquier"); 6) в Эксе, для Прованса и Форкалькье (с 1501 г.); 7) в Треву (Тrеvоuх), для княжества Домбского; 8) в Ренне, для Бретани, с 1553 г.; 9) в По — для Беарна и Наварры (с 1626 г.); 10) в Меце — для епископств Меца, Туля и Вердёна, с 1633 г.; 11) в Безансоне (с 1676 г.), для Франшконтэ (сначала находился в Доле); 12) в Дуэ, для французской Фландрии, французского Геннегау и Камбрези, с 1686 г., 13) в Нанси (преобразован в П. Людовиком XVI, в 1775 г., из Cour Souveraine). Кроме этих 14-ти П. (включая парижский) были еще П. со сравнительно небольшими округами: 1) для Эльзаса — в Энсггейме, потом в Брейзахе, наконец, в Кольмаре (Conseil supérieur), 2) для Руссильона (Conseil supérieur) в Перпиньяне (с 1660 г.) и 3) для Артуа — в Аррасе. Наиболее обширным был округ парижского П.: он охватывал большую часть северной и средней Франции, именно все области, за исключением уже упомянутых округов других П. В составе Парламента надо различать два элемента. Первый составляли постоянные члены парламента — назначенные советники, изучившие право. В числе их были рыцари, клерки и особенно много лиц, принадлежавших к третьему сословию. Они все свое время посвящали парламенту, получали жалованье и пользовались некоторыми доходами от тяжущихся. Первоначально они назначались королем, но потом (в XVI в.) окончательно утвердилась продажа парламентских мест. Владелец места в парламенте пользовался правом перепродать его другому лицу, но лишь доказавшему свое знакомство с правом. Покупка членами П. своих мест имела важное значение, обеспечивая им значительную долю самостоятельности: правительство далеко не всегда имело средства, чтобы выкупить места в П. у неугодных ему лиц. Второй элемент в П. — почетные члены его, являвшиеся на заседания лишь в случае надобности (Conseillers d'honneur, С. honoraires). К числу их принадлежали принцы королевского дома (в парижском П.), духовные и светскиe пэры Франции (присутствиe их было необходимо, когда судился пэр), некоторые должностные лица (напр. в парижском П. — губернатор Парижа) и представители высшей церковной иepapxии (напр. в парижском П. — аббаты монастырей Клюнийского и св. Дионисия, в Руанском — apxиепископ руанский). Члены парламента пользовались многими привилегиями. Они составляли своего рода знать (noblesse de robe) и передавали свое достоинство потомственно, если только два поколения подряд занимали места в П. Членов П. называли maistres, sieurs, seigneurs, messires (если они были из рыцарей), nos seigneurs. Они были освобождены от военной службы, от постоя и от многих налогов. В торжественных случаях члены П. надевали особое одеяние (robe) красного цвета (духовные — фиолетового) и особую шапочку. Верховным главой П. считался король, впрочем сравнительно редко появлявшийся на его заседаниях. Во главе всего П. стоял первый президент, место которого никогда не продавалось, во главе отдельных палат — по нескольку президентов. К П. принадлежали еще генеральный прокурор и его заместители — генеральные адвокаты, greffiers (хранители парламентского архива, ведшие также парламентере протоколы), секретари, сержанты, huissiers (пристава), прокуроры, адвокаты и др. Число членов было различно в разных П. и в разные эпохи. Самым многолюдным был парижский П.: во второй половине XVIII вeкa в нем были: 1 первый президент, 7 Présidents à Mortier (название это происходило от головного убора, присвоенного должности и напоминавшего мортиру), 15 председателей палат, 150 советников и изменяющееся число почетных членов. П. делились на палаты (chambres), число которых также было неодинаково. Чаще всего встречались следующие камеры: 1) Grande chambrе, иногда просто называвшаяся le Parlement — первая, высшая палата; 2) Chambre des Enquêtes — следственная палата разбирала те дела, которые могли быть разрешены лишь на основании данных, собранных следствием. Следствие производили или посланные для того члены П., или же местные правительственные агенты. Довольно долго Chambres des Enquêtes (их было несколько в парижском П.) занимали положение подчиненное по отношению к большой камере; решения их объявлялись в последней. 3) Chambres des Requêtes — палаты прошений, которые подавались сначала прямо королю и им же разрешались. Позже разбирательство по ним король стал поручать некоторым лицам из своей курии. Ch. des Requêtes ведала, в качестве первой инстанции, дела лиц, имевших привилегию "committimus", то есть право судиться прямо в П., минуя низшие инстанции. 4) La Tournelle или Chambre Criminelle — уголовная палата. Кроме того встречались еще: Ch. des Vacations (заседала во время судебных вакаций); Ch. de l'Edit (была создана в силу нантского эдикта для разбирательства дел гугенотов; уничтожена Людовиком XIV); Ch. ardente (для суда над еретиками и др., создана в 1548 г.) и др. В компетенцию П. входили: 1) дела по апелляциям на судебные решения других судебных инстанций, подчиненных П.; 2) дела, разбиравшиеся П. в качестве суда первой (и последней) инстанции. Ко второй категории принадлежали дела пэров Франции, высшего дворянства, некоторых прелатов и всех тех, кто пользовался привилегией "committimus", а также дела, в которых сторонами являлись некоторые юридические лица, напр. университет, города, некоторые капитулы и т. д. Наконец, П. ведал в первой инстанции дела, затрагивавшие интересы короны, касавшиеся доменов, регалий и т. п. Большую часть дел этой категории разбирала Grande Chambre (она одна, напр., ведала дела пэров). Только П. мог постановить в пределах своего округа смертный приговор. П. имели право, посредством Arrêts de réglement, устанавливать общие правовые нормы, разъяснять законы, пополнять пробелы в праве, изменять судопроизводство. Такие общие решения были обязательны в пределах округа, подчиненного П., пока они не были отменены верховной властью. Функции П. не ограничивались лишь судебными делами. Парижский П. выделился из королевской курии, ведению же последней подлежали государственные дела всякого рода. Следы своего прежнего значения, как части королевского совета, парижский П. сохранил до самой революции. Так например, парижская Grande Chambre принимала присягу от герцогов, пэров, бальи, сенешалов и др. Происхождением П. из королевской курии объясняется и право его вносить в свои книги (enregistrer) новые королевские указы, не только касавшиеся суда, но и всякие другие. Такое зарегистрирование королевских указов в П. рассматривалось как замена обнародования (происходившего некогда в торжественном заседании курии). Не ограничиваясь принятием к сведению новых мер правительства, П. часто обращал внимание короля на замеченные в указах недостатки и погрешности, делал королю представления по поводу новых указов, указывал на несогласие их с законным порядком, на могущие произойти вредные последствия их и т. д. Такие представления назывались "remontrances". С течением времени парламент стал выводить отсюда свое право контролировать деятельность правительства, одобрять его предписания или отвергать их. Значительная независимость, которой стали пользоваться члены П. с тех пор, как установилась продажность должностей, могла только укрепить их во взгляде на П., как на корпорацию, призванную к участию в законодат. и правит. деятельности. Королевская власть, со своей стороны, видела в таких притязаниях покушение на ее верховные права. На практике, однако, она часто мирилась с вмешательством П. в дела управления. В случае упорного отказа со стороны П. внести в свои книги (реестры) новое распоряжение, правительство стало прибегать (с половины XVI века) к так наз. lit de justice: король, в торжественном заседании, прямо предписывал принять известные меры. С течением времени П. стали смотреть на себя как на охранителей установившегося во Франции порядка, как на защитников интересов страны (ближайшим образом — третьего сословия, из которого выходило большинство членов парламента) и даже как на блюстителей самих прав короны (напр. П. защищал их от притязаний со стороны пап). Эти воззрения находили много сторонников, особенно с тех пор как правительство перестало прибегать к созыву генеральных штатов. П. казались многим единственной сдержкой постоянно усиливавшегося всевластия королевских министров и как бы заменой генеральных штатов (парижский П. называл себя "les états généraux ad petit pied"). Следствием всего этого был ряд столкновений П. с королев. властью, принимавших подчас очень острые формы. Кардинал Ришелье запретил П. делать письменные ремонстрации и вмешиваться в государственные дела. Повиновения он добивался ссылкой членов П., заключением их в тюрьму и т. п. Очень важную роль играл парижский П. во время фронды (см. Фронда). Правительство вышло из этой борьбы победителем, и при Людовике XIV политическая роль П. была низведена к нулю; название cours souveraines было заменено названием cours supérieures.
[...]

http://bibliotekar.ru/bep/78.htm

0

3

Президиалы

[вольный перевод из французской википедии]

В январе 1551 (по юлианскому календарю), то есть в 1552 году по григорианскому Генрих II король Франции, стремясь укрепить судебную систему и продать новые должности, королевским указом учредил т.н. президиалы, по одному в каждом из крупнейших сенешальств и бейливиков. Всего было созданы 60 трибуналов, в том числе 32 под юрисдикцией парижского парламента. В соответствии с возрастающими потребностями и необходимостью (ресурсы казны, аннексия новых территорий и т.д.) количество трибуналов достигло ста в 1764 году.

Иерархически находясь между бейливиками и парламентом, президиалы выносили решения по гражданским вопросам, затрагивающим суммы менее 250 турских ливров капитала или 10 турских ливров ренты, а также по случаям обжалования на сумму от 250 до 500 турских ливров капитала или от 10 до 20 турских ливров ренты. Приговор приводился в исполнение без права на апелляцию.

Президиал не имел права решать тяжбы, касающиеся труднооцениваемой собственности или сумм, превышающих 500 турских ливров, затрагивающие государственные или церковные дела или общественное положение, и т.д. В таких случаях рассмотрением дела занимался бейливик.

Президиал также отвечал за уголовные дела одновременно с прево и лейтенантами по уголовным делам и имел преимущество, если он заседал перед ними или в тот же день.

Как все суды Старого режима президиалы были уничтожены в 1790 году Указом Национального собрания.

Организация президиала:

Председатель: пост создан в 1557 году, порой дублировался (полномочия более почетным, чем реальным).
Главный заместитель (лейтенант): глава бейливика, часто назначался по указу судебного пристава (bailly).
Заместитель (лейтенант) по уголовным делам.
Заседатель по уголовным делам (в некоторых трибуналах).
Канцлер: ответственный за составление актов и их заверение.
Советник(и): Один из них ответствечал за хранение печати.
Консультант по вопросам клира: судья для обеспечения прав церковной юрисдикции (один на президиал).
Комиссар следователь экзаменатор: нагрузка, созданные в 1515 году в бейливики (два в президиале).
Секретарь: отвечал за всевозможную помощь советникам.
Проверяющий: отвечал за всевозможную помощь советникам.

Судей должно быть по крайней мере девять на президиал. Но их число могло достигать 30 в зависимости от потребностей в данный момент и в особенности, от потребностей королевской казны, поскольку за такие должности нужно было немало заплатить.

0

4

Хилэр Беллок "Ришелье"

"Гражданские и уголовные дела в эпоху Ришелье рассматривались в судах, которые подчинялись так называемым парламентам. Из них главным был парижский парламент, под юрисдикцией которого находилась почти половина территории королевства.

Административная власть принадлежала губернаторам, управлявшими провинциями и по своему происхождению принадлежавшими к родовой знати. Их власть внутри провинций была практически неограниченна. Фактически каждый крупный землевладелец осуществлял административную власть на своих землях единолично.

Судьи и юристы, входившие в состав парламентов, образовывали своего рода касту, так называемое «дворянство мантии». Разразившийся в XVI веке финансовый кризис привел к тому, что государство постоянно испытывало нужду в деньгах. Чтобы как-то пополнить королевскую казну, было решено продавать должности в парламентах при условии, что купивший должность будет ежегодно вносить определенную сумму в государственную казну. Таким образом, должность члена парламента становилась наследственной, если только сын умершего юриста выплачивал ежегодный взнос. В принципе в этой системе не было ничего плохого, и Ришелье знал, что у нее есть и положительные стороны — как-никак его мать была дочерью члена парламента. Ему было хорошо известно, что члены парламентов были высокообразованные и высокопорядочные люди. Но вся беда была в том, что парламенты часто выносили решения, которые не нравились королю: они могли оправдать человека, которого королю хотелось наказать, и, наоборот, они могли наказать того, кого король хотел помиловать.

Конечно, власть парламентов не была неограниченной: король всегда мог отменить решение парламента, наложив на него свое veto. Практически парламенты действовали достаточно свободно, и, что самое главное, члены парламентов были несменяемы.

Как ни велика была власть Ришелье, особенно к концу его жизни, но даже он ничего не смог поделать с этой системой. Правда, юристы стали более осторожными в своих решениях, но парламенты сохранились во Франции вплоть до революции 1789–1795 годов.

Что же касается судебных структур, подчинявшихся парламентам, но сохранявших определенную самостоятельность, то навести здесь какой-то порядок было совершенно невозможно: были городские и окружные суды, церковные и по делам дворцовой службы, административные, морские, военные и гильдейские суды. Однако право передать дело на рассмотрение какого-либо низшего суда принадлежало суду парламента. Сохранилось написанное спустя сто сорок лет после смерти Ришелье письмо, в котором Робеспьер, по профессии адвокат, спрашивал суд парламента, юрисдикции какого суда подлежит дело между аббатом, епископом и дворянином-землевладельцем. Мы видим, что Ришелье не удалось реформировать судебную систему так, чтобы она стала единой и легко управляемой. Но никому еще не удалось преуспеть во всех своих делах"

0


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » Парламенты и другое