Вверх страницы
Вниз 

страницы

Французский роман плаща и шпаги

Объявление

Рейтинг игры: 18+



Происходящее в игре (случайная выборка):



Восток - дело тонкое. 1616 год, Тунис, Бизерта: Юный Франсуа де Ротонди знакомится с Франсиско де Варгасом, который знакомится с нравами Туниса.
Письмо счастья. 12 февраля 1629 года.: Г-жа де Мондиссье просит г-на де Трана помочь ей передать письмо королевы г-ну де Корнильону.
Много драконов, одна принцесса. 9 марта 1629 года.: Г-н де Ронэ и Портос готовятся похитить принцессу.
Я вновь у ног твоих. Май 1629 года, Париж.: Арамис возвращается к герцогине де Шеврез.

Денежки любят счет. Февраль 1629 г.: Луиза д’Арбиньи прибывает в поместье Вентьевров.
О пользе зрелых размышлений. 11 февраля 1629 года: Г-н де Валеран рассказывает Марии Медичи о попытке королевы спасти г-на де Корнильона.
Слезы ангелов. Северное море, июнь 1624 г.: После захвата голландского корабля капитан Рохас и лейтенант де Варгас разбираются с добычей.
Гуляя с ночи до утра, мы много натворим добра. 3 февраля 1628 года.: Роже де Вентьевр и Ги де Лаварден гуляют под Ларошелью.

Пасторальный роман: иллюстрация. Декабрь 1627 года: Принцесса де Гонзага позирует для портрета, Месье ей помогает (как умеет).
Любить до гроба? Это я устрою... 12 декабря 1628 года: Г-н де Тран просит сеньора Варгаса о помощи в любви.
Кузница кузенов. 3 февраля 1629 года: М-ль д’Арбиньи знакомится с двумя настоящими кузенами, одним названным и одним примазавшимся.
Невеста без места. 12 февраля 1629 года.: Г-н де Вентьевр и "г-н д'Арбиньи" узнают о скором прибытии "Анриетты".

Игра в дамки. 9 марта 1629 года.: Г-жа де Бутвиль предлагает свои услуги г-ну Шере.
Кружева и тайны. 4 февраля 1629 года: Жанна де Шатель и «Жан-Анри д’Арбиньи» отправляются за покупками.
Пример бродяг и зерцало мошенников. Май 1629 года..: Г-н де Лаварден узнает, что его съели индейцы, а также другие любопытные подробности своей биографии.
La Сlemence des Princes. 9 января 1629 года: Его величество навещает супругу.


Будем рады новым каноническим и авторским персонажам в сюжеты третьего сезона.

Календарь на 1628 год: дни недели и фазы луны

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » О цыганах, евреях и иудеях


О цыганах, евреях и иудеях

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Информация в этой теме, выложенная от ника Перо, была собрана игроками первых двух сезонов игры на форуме http://francexvii.borda.ru/.
Изначальное авторство постов можно посмотреть здесь

0

2

Евреи были изгнаны из Франции в первый раз в 1306 году и более-менее окончательно в 1394 году. Когда Прованс был присоединен к Франции в 1481-м году, в 1498 году Людовик XII издал закон, изгоняющий евреев из Прованса, который был возобновлен в 1500-м и в 1501-м годах и приведен в исполнение. 23 апреля 1615 года был принят очередной закон, запрещающий христианам предоставлять евреям жилье или общаться с ними под угрозой смертной казни с конфискацией имущества.

0

3

ЕВРЕИ НА ТЕРРИТОРИИ ФРАНЦИИ В 16–18 вв.

О "новых христианах" из Португалии и Испании, к коим, насколько можно судить по анкете, принадлежал дед, или скорее - прадед господина Портоса Исаак, написано там же. Испанский марран вполне мог сбежать в пограничный с Наваррой Беарн.

Еще одной группой еврейского населения Франции были марраны, которые в 1550–1750 гг. приезжали из Испании и Португалии в Южную Францию. Марраны жили в Сан-Жан де Люз, Торбе, Марселе, Монпелье, но в основном в Бордо и Байонне. Всего во Францию приехало около 200 семей марранов, которых власти официально называли «португальскими купцами». Французские короли Генрих II (1547–59), Генрих III (1574–89) и Генрих IV (1589–1610) предоставили беженцам так называемые письма о натурализации (такие письма выдавались многим иностранцам-христианам, жившим во Франции, они фактически уравнивали натурализованных с местными жителями). «Португальские купцы» внешне соблюдали христианские обряды, но втайне сохраняли верность иудаизму. В 16–17 вв. «португальские купцы» крестили новорожденных, заключали браки в церквях, хоронили покойников на христианских кладбищах; только с 1686 г. они перестали устраивать христианские свадебные церемонии, а с 1710 г. — крестить младенцев.

0

4

Из Еврейской Энциклопедии выяснились интересные вещи (спасибо jude с Дюмасферы за наводку). Оказывается, Кончини причисляли к иудействующим:

Евреи в П. от XIV до XVIII в. После изгнания в 1394 г. отдельные евреи случайно и изредка посещали П. В царствование Людовика XI (1461—83) несколько евреев получили разрешение короля поселиться в П. под условием заручиться свидетельством от полиции, которое должно было возобновляться каждые 2 или 3 месяца. Около 1500 г. встречается упоминание о пребывании в П. «новохристианского» семейства Говеи, родом из Португалии. Франциск I (1515—1547) пригласил из Константинополя еврея-врача; он же основал кафедру еврейской науки в Collège de France (1538). Интересен процесс, возбужденный против Кончини (маршала д’Анкр), первого министра Людовика XIII, и его жены Леоноры Галагаи, обвиненных в принадлежности к еврейству. Они будто привезли с собой в П. из Голландии нескольких евреев; кроме тайного исповедования иудейства, они были обвинены в «исполнении еврейского обряда — принесения в жертву петуха по случаю праздника Всепрощения», в пользовании каббалой и другими еврейскими книгами. В их доме были найдены экземпляры махзора, книга, озаглавленная «Хеймук» (Хиннух), амулет, филактерии и проч. («Recueil des charges du procès fait à la Mémoire de Concini», 1617). По-видимому, этот процесс был возбужден против Кончини благодаря интригам его врагов. В 1611 г. королева Мария Медичи пригласила к себе врача Илию Монтальто, согласившегося приехать лишь под условием, что ему и его семье будет гарантирована полная свобода в исполнении обрядов своей религии; Монтальто пользовался высокой репутацией при дворе (см.). Благодаря Монтальто и Кончини евреи жили несколько лет спокойно в П. Со вступлением во власть Людовика XIII (1610—43) положение их ухудшилось. В 1615 г. 23 апреля они были изгнаны. Некто Жан Фонтанье, поочередно кальвинист, монах, адвокат, королевский секретарь, и, наконец, еврей, прилагал все усилия к возвращению евреев во Францию; он был сожжен на площади La Grève.

ЕЭБЕ

Это изгнание евреев из Франции касалось в основном Парижа, но не Меца (это Лотарингия, оттуда более ранними французскими декретами не изгоняли) или Бордо (где также жили "новые христиане).

Жан Фонтанье был сожжен в 1621 году. Почитать про него (тоже по-французски) можно здесь

Об Илии Монтальто (Эли де Монтальто, также известным под именем Фелипе Родригес Монтальто, 1567-1616)), итальянском враче из португальских марранов, можно почитать по-английски или по-португальски

Отредактировано Перо (2015-12-12 18:53:03)

0

5

Буквально пара штрихов в подтверждение сказанному выше по поводу Меца и Бордо. Источник Esther_Benbassa «Histoire des Juifs de France».
Биографическая справка об авторе здесь

Существует русскоязычное издание книги, которого у меня в наличии нет, поэтому вынуждена ссылаться на англоязычное издание Esther_Benbassa «The Jews of France: A History from Antiquity to the Present» | Эстер Бенбасса «История евреев Франции со времен  античности до наших дней», 2000

Мец

In 1595, the twenty Jewish households then existing in Metz officially constituted themselves as a communal body. Their number continued to grow. In 1637, the community numbered eighty-five households, totalling perhaps 351 persons out of a population of 15,023, and this despite eight successive ordinances, promulgated between 1600 and 1630, that pretended to limit the admission of new residents but actually sanctioned their increase. Henri IV, Louis XIII, and Louis XIV, during their respective visits to the city in 1603, 1632, and 1657, confirmed the privileges of the Jews by letters patent. In 1717, the city was home to 480 Jewish households, roughly 1,900 persons out of a total urban population of 26,516

В 1595 году двадцать проживавших в Меце еврейских семейств официально объявили себя общиной.Их число продолжало расти. В 1637 году община насчитывала 85 семейств с общим количеством примерно в 351 человек при том что население города составляло 15,023 жителей. И все это вопреки восьми ордонансам, вступившим в силу между 1600 и 1630 годами, которые ставили своей целью ограничить число новых резидентов, но на самом деле способствовали его росту. Генрих IV, Людовик XIII  и Людовик XIV во время своих визитов соответственно в 1603, 1632 и 1657 годах подтвердили привилегии, предоставленные евреям с помощью жалованных грамот (или актов пожалования прав). В 1717 году Метц стал родным домом для 480 еврейских семейств общим числом около 1900 человек из 26,516 жителей города.

«Новые христиане»  Бордо

At the beginning of the seventeenth century, a few gestures were made in the direction of expulsion. On 23 April 1615, Louis XIII demanded that all Jews, disguised or not, leave France the following month. It is clear that the Jewishness of these New Christians was a mystery to no one. The parliament of Bordeaux blocked application of this measure, going against even the wishes of the city's merchants. The same year, in order to better protect them, the New Christians were authorized to inhabit Bordeaux in exchange for payment of a fee. Two hundred sixty persons took advantage of the privilege of acquiring naturalized status, which gave them the right to open retail stores.


«В начале семнадцатого столетия были предприняты действия по изгнанию [новых христиан]. 23 апреля 1615 года Людовик XIII потребовал, чтобы все евреи, тайные или явные, покинули Францию в следующем же месяце. Совершенно ясно, что еврейское происхождение «новых христиан» ни для кого не было тайной. Парламент Бордо воспрепятствовал практическому применению этой меры, пойдя наперекор желанию городских торговцев. В том же году «новые христиане» получили официальное разрешение проживать в Бордо в обмен на уплату некоторой денежной суммы. Двести шестьдесят человек воспользовались данной привилегией и были натурализованы, получив, таким образом, право открывать торговые лавки.»

0

6

Во Франции (где поселение купцов из Португалии было разрешено Генрихом IV в конце 16 в.) марраны формально считались католиками до 1730 г., когда их официально признали евреями; но и ранее власти не вмешивались в их религиозную жизнь. Наиболее значительные общины марранов были в Бордо и Байонне, меньшие — в Ла-Рошели, Нанте, Руане, Сен-Жан-де-Люзе, Биаррице, Ла-Бастиде и других городах. здесь

0

7

Небольшой исторический штрих по материалам сайтов patrin.com, britannica.com и книги Ангуса Фрэйзера «Цыгане».

1300 год – переселение цыган в Европу.
1418 год - рома в Кольмаре, Франция.
1427 год - сотни цыган прибыли к воротам Парижа. Меньше, чем через месяц, городские власти отсылают их в городок Понтуаз.
1504 год - король Людовик XII запрещает цыганам жить во Франции. Наказание – изгнание.
1510 год - Французские Генеральные Штаты запрещают цыганам оставаться во Франции. Наказание – изгнание. Второе нарушение – повешение.
1539 год - Франциск I запрещает цыганам селиться во Франции. Наказание – изгнание. Второе нарушение влечет за собой телесное наказание.
1606 год - Генрих IV Французский запрещает цыганам собираться в группы более 3-4-х человек одновременно. Цыгане подлежат наказанию как «бродяги и злоумышленники».

0

8

С благодарностью jude с Дюмании: Николай Бессонов и Надежда Деметер: История цыган

Единственным смягчающим фактором оказалась для цыган непоследовательность конкретных исполнителей закона. По тем или иным причинам они не желали или не успевали устраивать массовые облавы, ограничиваясь казнью отдельных попавших под арест цыган. Видя неэффективность прежних указов, верховная власть издавала новые, которые, также, исполнялись без особого рвения Посмотрим с этой точки зрения на Францию - перед нами предстанет длинная череда дат: 1504, 1510, 1522, 1534, 1539, 1561, 1606, 1647, 1660, и 1666 годы. Ясно, что если бы был выполнен хотя бы один из перечисленных законов, нужда в последующих просто отпала бы. Именно этим «вялотекущим террором» можно объяснить то, что цыгане всё же сумели выжить, так и не покинув Западную Европу. После принятия очередного указа цыгане прятались в лесах или перекочёвывали на время в другую страну, надеясь там переждать опасные времена.

0

9

Венгры - осёдлые цыгане страны Басков, Гаскони и Наварры.

На Юге Франции и на Севере Испании живет этническая группа цыган - эрроминчела. Это название позднее. В XVII в. их называли богемцами или египтянами, как и прочих цыган, или венграми. Последнее название не случайно - эрроминчела, действительно, пришли во Францию из Валахии (Румынии), Трансильвании и Венгрии в XV в. Вероятно, они бежали от рабства: с 1385 г. все цыгане на этих территориях попали в крепостную зависимость. До середины XIX в. там существовала классическая форма рабства, как в Новом Свете, когда невольник - это бездушная вещь, собственность, с которой хозяин может поступить, как ему заблагорассудится: продать, разлучить с семьей, убить, затравить собаками на потеху. Путешественники описывали валашских цыган, как измученных,  забитых, доведенных до животного состояния людей.

Гасконские венгры - прямые родственники этих цыган, а вот с западноевропейскими они состоят в более дальнем родстве. Эрроминчела не понимают речь испанских и французских цыган, а те - не понимают их.

Интересно, что венгры не рассеялись по Европе, подобно другим цыганским группам. В "нашу" эпоху они очень сильно отличаются от французских богемцев (западноевропейских цыган): не кочуют, не воруют, не просят подаяния и не гадают ради заработка. Живут оседло, занимаются ремеслами и торговлей. Традиционные занятия валашских цыган - кузнечное ремесло, изготовление котлов, посуды, ювелирное дело. Известно, что цыгане, поселившиеся в Сибуре, стали рыбаками и моряками. Со временем многие из них преуспели в торговле и жили на широкую ногу.

Из культурных особенностей у венгров сохранились пляски, которые в 1609 г. привели судью де Ланкра в негодование, и дрессированные медведи(!). Поэтому в базарный день где-нибудь в Даксе или в Тарбе вполне можно было увидеть цыганенка с ручным медведем - совсем, как в Валахии или позднее в России. Насколько я знаю, другие европейские цыгане не приручали медведей.

В начале XVII в. венгры-мужчины носили слишком длинные волосы, по меркам европейцев. Когда в царствование Людовика XIII в моду вошли локоны до плеч, на это, я думаю, перестали обращать внимание. Согласно парижской хронике XV в. серьги носили все цыганята - и девочки, и мальчики. Возможно, обычай прокалывать уши сыновьям сохранился и в "наши" дни. Что касается костюма, то венгры одевались, как их соседи-гасконцы и баски. У кочевых богемцев - мужчины носили уже европейское платье, а женщины - часто только сорочку, поверх которой завязывали грубое покрывало, и ходили босиком в любую погоду. Дети богемцев могли бегать нагишом иногда лет до девяти-десяти, пока не вступали в пору отрочества.

История цыган
И про эрроминчела

Отредактировано Rotondis (2018-12-18 16:23:10)

+3

10

Евреи и флорентийская игра

В Каббале - еврейском мистическом учении - существует представление о том, что у каждой души изначально есть пол: мужской или женский. Однако, когда рождается ребенок, мужская душа может попасть в женское тело, а женская - в мужское. Тогда-то у человека и начинаются разнообразные неприятности. Примером такой женской души, оказавшейся в мужском теле, может послужить Иосиф-прекрасный. По легенде, Рахиль была беременна девочкой, но ей очень нужен был сын, чтобы расположить к себе мужа. Молитва была услышана - и пол ребенка в утробе матери чудесным образом поменялся. Рахиль родила сына - Иосифа. Вот только душа в теле мальчика осталась женской. Это и привело к печальным событиям, известным из Библии.

В еврейской устной традиции Иосиф-прекрасный далеко не положительный герой. И не праведник - особенно в юности. По словам мудрецов, он "поступал по обычаю девиц: завивал волосы, прихорашивался, красил глаза и носил обувь на высоких каблуках". Братья, продавая юношу купцам, прекрасно понимали, какая судьба его ждет. И, придя в Египет во время голода, искали Иосифа не где-нибудь, а именно в квартале проституток. Еще не зная, что он уже стал первым человеком после фараона.

Да и Потифар покупает Иосифа, прельстившись его красотой. И покупает с вполне определенной целью - чтобы возлечь с ним. Ангел оберегает юношу от греха - Потифар внезапно теряет мужскую силу. Однако внимание хозяина нравится Иосифу, и он начинает вести себя так же, как вел дома - наряжается и прихорашивается. За это его ждут новые испытания - домогательства жены Потифара и многолетнее заключение в тюрьме.

Уже после, когда Иосиф становится "первым министром" Египта, за ним бегают знатные египтянки, бросают ему свои украшения в надежде, что он хотя бы посмотрит на них, но Иосиф остается равнодушен. И во дворце фараона брат Иуда говорит ему: "В тебе возжигают страсть мужчины".

Если в VI в. еврейская традиция просто осуждает Иосифа за женоподобное поведение, то в XVI в. мистики уже ищут мотивы его поступков и относятся к нему, скорее с состраданием. Каббалисты порицали своих учеников за флорентийские игры не строже, чем за любой другой проступок, например, за чревоугодие. В иудейской мистике содомского греха, как такового, не существует. Женская душа, заключенная в мужском теле, испытывает влечение к мужчинам - что для нее совершенно естественно. А мужские души видят в таком "Иосифе" женщину - и соответственно влюбляются в "нее". Другими словами, влечение двух мужчин (или двух женщин) друг к другу, с точки зрения Каббалы, - это гетеросексуальное влечение по своей сути. И греха в нем нет.

Однако то, что нормально и естественно для душ, - становится грехом для тел. Ибо запрещено ложиться с мужчиной, как с женщиной. Выход для такого несчастного "Иосифа" был один - смирить свои желания и постараться жить в соответствии со свои телом. Создать семью, родить детей, если получится. И избегать греха.

В XVI в. Каббала стала очень популярна в Италии как среди иудеев, так и среди христиан. Крупнейшими центрами мистицизма были Мантуя и Венеция. Видно, там учение о мужских и женских душах упало на благодатную почву. Судя по переписке раввина Иосифа Каро (1488-1575), вопрос был актуальным. Во Франции иудейской мистикой также интересовались. Конечно, у каббалистов были и ярые противники, вроде раввина Леоне да Модены (1571-1648).

Вообще же, отмечалось, что в тех странах, где на содомский грех смотрели сквозь пальцы (как например, в Мавританской Испании, в арабских странах, в Османской империи, в Италии) - он был распространен среди евреев в той же степени, что и среди остального населения. Не больше и не меньше. А в тех странах, где содомия сурово осуждалась, - случаев содомского греха в еврейских общинах практически не было. Все зависело от отношения общества и от его законов.

Что касается самих еврейских законов, то после разрушения Иерусалимского Храма в 70 г. н.э. и рассеяния народа, смертная казнь в иудаизме перестала применяться. Поэтому предать содомита смерти, как того требует Закон (книга Левит 20:13), стало невозможно. Фактически, не осталось никакого наказания за мужеложество. Оно перешло из разряда преступлений в разряд моральных проступков. Человека могли порицать за его поведение, но не более того. На Востоке некоторые раввины пытались бороться с этой пагубной практикой. Так возник запрет спать двум неженатым молодым мужчинам на одной постели или запрет выходить юношам в город без взрослых.

Испанцы в "наше" время приписывают марранам содомию. Но точно также они приписывали ее морискам, рабам-туркам, итальянцам и французам. Английский драматург Томас Хейвуд (ок. 1575-1641) утверждал, будто евреи заставляют своих сыновей заниматься проституцией, и в любом мужском борделе можно найти еврейского мальчика. Это при том, что иудеев в Англии в тот период не было. В Лондоне жили марраны, но и их было немного.

Источники:
Еврейская экзегеза (Мидраш Берешит Рабба, Мидраш Танхума)
Работы Иосифа Каро, например, здесь
The Routledge History of Sex and the Body
Norman Roth "Conversos..."

Отредактировано Rotondis (2019-01-11 16:53:43)

0


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » О цыганах, евреях и иудеях