Вверх страницы
Вниз 

страницы

Французский роман плаща и шпаги

Объявление

Рейтинг игры: 18+



Происходящее в игре (случайная выборка):

В предыстории: В небольшой деревушке странствующие циркачи влипают в неприятности. Графиня де Люз сталкивается с загадкой, герцогиня де Монморанси беседует со священником. Гг. Жан де Жискар и Никола де Бутвиль пробираются в осажденный голландский город. Г-н де Лаварден помогает товарищу ввязаться в опасную авантюру. Лапен сопровождает свою госпожу к источнику. Мари-Флер впутывается в шантаж.

Как дамы примеряют маски. 24 ноября 1628 года: Г-жа де Мондиссье с помощью гг. Портоса и «де Трана» устраивает ее величеству посещение театра.
Трудно быть братом... Декабрь 1628 года: Встретившись после многих лет разлуки, братья де Бутвиль обнаруживают, что не всегда сходятся во взглядах.

Когда дары судьбы приносят данайцы. 21 ноября 1628 года: Герцог Ангулемский знакомится с г-жой де Бутвиль. Прибыв в охотничий домик в роли Немезиды, герцог примеряет уже маску Гестии.
Годы это не сотрут. Декабрь 1628 года, Париж.: Лишь навеки покидая Париж, Лаварден решается навестить любовь своей юности.

Полуденный морок. 29 ноября 1628 года: Маркиз де Мирабель пытается помириться с г-жой де Мондиссье.
О милосердии, снисходительности и терпимости. 29 октября 1628 года: Завершив осаду Ларошели, кардинал де Ришелье планирует новую кампанию.

Итак, попался. А теперь что делать? 20 ноября 1628 года, вечер: кардинал де Ришелье расспрашивает Лавардена и д'Авейрона об интриге, в которую те оказались впутаны: кто нанял королевского мушкетера, чтобы затем сдать всех дуэлянтов городской страже? И что важнее, зачем?
Без бумажки ты - букашка... 3 декабря 1628 года: Пользуясь своим роковым очарованием, миледи убеждает Шере оказать ей услугу, которая может ему еще дорого обойтись.


Будем рады новым каноническим и авторским персонажам в сюжеты третьего сезона.

Календарь на 1628 год: дни недели и фазы луны

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » Гигиена и чистота


Гигиена и чистота

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Информация в этой теме, выложенная от ника Перо, была собрана игроками первых двух сезонов игры на форуме http://francexvii.borda.ru/.
Изначальное авторство постов можно посмотреть здесь

0

2

Средства по уходу за зубами

По разнообразным источникам Средневековья и Ренессанса
-автор английского текста Jadwiga Zajaczkowa

Резюме:
Несмотря на современные представления о Средневековье, люди в те времена находили время для забот о своих зубах и борьбы с плохим дыханием. В этой статье перечислены различные методы ухода за зубами, охватившие большой промежуток времени, с комментариями относительно их производства, безопасности и эффективности.
Чтобы подчеркнуть, что большинство средневековых медицинских предписаний не были вредны, выбор был ограничен в большей степени неядовитыми изделиями. Также, сюда включен только один абразив и только одна едкая квасцовая комбинация.
Зубные пасты и жидкости для полоскания рта бывали в ходу по всей Европе во все периоды. Рецепты по уходу за зубами ограничиваются полосканием рта, часто с кислой субстанцией (вином или уксусом), хотя иногда и с едкими субстанциями. Зубы протирались тканью, и/или смесями трав и/или абразивов. Палочки для десен, зубочистки и десночистки различных видов найдены на различных археологических раскопках.
Некоторые продукты, типа лаврового листа /мускуса и кожицы специй, обеспечивали хороший запах изо рта; хотя специи также использовались и просто для лечения.
Самые часто повторяющиеся компоненты - это вино, соль и мята. Хочу заметить, что порошок из шалфея/соли и мятно-уксусное полоскание, наряду с прополаскиванием холодной водой – это самые простые в применении способы ухода за зубами.

Итак, рецепты.

Водное Полоскание
Hildegarde Bingen, Physica, 1158 (Германия)

" Тот, кто желает иметь крепкие здоровые зубы, должен с утра набрать чистой холодной воды к себе в рот, как он только поднимется с кровати. Он должен подержать воду некоторое время во рту, чтобы слизь вокруг его зубов размягчилась, и вода вымыла его зубы. Если проделывать это часто, слизь вокруг зубов не будет расти, и зубы останутся здоровыми. Так как слизь появляется на зубах во время сна, то при пробуждении человек должен полоскать зубы с холодной водой, которая чистит лучше, чем теплая. Теплая вода делает зубы более хрупкими. " (Книга 2, Глава 2)

Что необходимо:
Кубок и кувшин холодной воды.

Что происходило, когда я пробовала этот рецепт?
Я набирала в рот глоток холодной воды сразу после подъема и полоскала полость рта, пока вода слегка не нагревалась (1-2 минуты), затем выплёвывала. Мой рот чувствовал меньшее количество налета, казалось, что его часть исчезла.

Работало ли это?
Помня, что люди в Средневековье и Эпоху Возрождения редко, или вообще никогда, пили простую холодную воду, утреннее полоскание могло бы хорошо удалять часть налета и бактерий, которые возникают на зубах. И, безусловно, полоскание очистило бы зубы от остатков еды.

Винное Полоскание и Травы для жевания
Trotula, 11-ое столетие, On Women's Cosmetics (книга 3)

" Женщина должна прополоскать рот после обеда очень хорошим вином. После чего, она должна просушить [свои зубы] и вытереть [их] свежей белой тканью. Наконец, позвольте ей жевать в течение дня сладкий укроп, любисток или петрушку, которые очень хороши для зубов, потому что обладают хорошим запахом, очищают десны и отбеливают зубы."

Что необходимо:
Кубок с белым вином, белая ткань для полировки зубов и зеленые травы для жевания.

Я выбрала именно белое вино, потому что в тех немногих случаях, где в рецептах был определен тип вина - это было именно белое вино. Я использовала сладкий укроп и петрушку, так как они доступны в это время года. Любисток, родственник сельдерея, был мне коммерчески не доступен.

Что происходило, когда я пробовала этот рецепт?
Ополаскивание рта с вином избавило меня от остатков еды между зубами и уменьшило количество грязи, но это могло произойти под влиянием белого вина. Я подозреваю, что чистящий эффект изменяется в зависимости от того, насколько сухое вино используется. Протирка зубов тканью удалила большее количество остатков пищи и зубного камня. Жевание сладкого укропа или петрушки добавило запаха этих трав и не оставило запаха съеденной пищи.

Работало ли это?
По существу, Вы промываете рот с алкоголем (хоть и слегка сладким) и жуете зеленые травы с высоким уровнем хлорофилла. В течение длительного времени было установлено, что хлорофилл – это то, что позволяет растениям уничтожать плохое дыхание даже от рыбы или чеснока. Сладкий укроп и любисток также добавили пряный аромат к дыханию. Так что вино убивало бактерии и удаляло остатки пищи, а хлорофилл уничтожал любое плохое дыхание.

Мятная жидкость для полоскания рта
Bankes' Herbal, 1525

" Если у вас пахнет изо рта, а ваши зубы и десны грязны, вымойте ваш рот и десны с уксусом, в котором предварительно была вымочена мята; после этого, протрите зубы порошком мяты или высушенной мятой. "

Что необходимо:
1-пинтовая фляга, заполненная веточками мяты (Mentha Citrata, оранжевая бергамотовая мята)
1-пинта красного винного уксуса
Уксус залили в мяту и оставили для того, чтобы он пропитался, на всю зиму; после чего уксус слили и применили для полоскания рта.
Мелко нарезанную, высушенную мяту можно применять для протирки зубов.

Что происходило, когда я пробовала этот рецепт?
О, мой рот прекрасно себя чувствовал! Я ополаскивала рот настоем, чтобы удалить едкий вкус. Я не знаю, уменьшило ли полоскание содержание зубного камня, но я чувствовала, что все микробы убиты. Изо рта у меня пахло мятой в течение приблизительно 15 минут.

Работало ли это?
Кислая природа уксуса препятствовала появлению некоторых бактерий также, как и появлению зубного налета, а мятный аромат освежал дыхание; средство помогало в случаях ран на деснах. Протирка зубов помогала удалять накопленный сахар и грязь.

Винное полоскание и протирка зубов
Gilbertus Anglicus, (Англия), 11-ое столетие

" ... позвольте рту быть прополосканным вином, в котором варилась береза или мята. И позвольте деснам быть хорошо протертым льняной тканью, но не до крови. И позвольте ему есть майоран, мяту, постенницу и кунжут. И позвольте ему протирать его зубы и десна травами...
И позвольте ему пить каждый вечер вино, в котором варился иссоп, или корица, или колос, или перец кубеба. И после каждой пищи, позвольте ему промывать его рот и протирать десны и зубы".

Что необходимо: *1: Мятное вино
6 веточек свежей мяты/садовой мяты приблизительно 3-4 " длиной, приблизительно с 40 листочками.
2.5 чашки белого вина
Кипятить, пока мята не обретёт легкий коричневый цвет, затем перелить в контейнер и дать настояться.

*2: Мятное вино
2 столовых ложки высушенной мяты
1 чашка белого вина
Кипятить в течение тридцати минут и охладить.
Смесь с сушеной мятой получилась более ароматной, но я думаю, что смесь из свежей мяты более химически активна.

Трава для жевания/протирки:
Свежий майоран и мята в равных пропорциях
Только, чтобы сделать инструкцию полной, я включаю сюда пасту, сделанную из майорана и мяты. К сожалению, постенницу я в неё не добавляла.
Я перетерла равные части свежих листьев в ступке пестиком.
Gerard говорит: " Сладкий майоран - средство против болезней мозга и головы, принимать его можно так, как вам больше нравится… листья идеальны для помещения их во всевозможные пахучие мази, воды, порошки, бульоны и мясо ". Комбинировать его нужно с мятой, чьи пищеварительные свойства его перекрывают.

Послеобеденное вино:
1 столовая ложка корицы (кассии) измельченной или одна её палочка
1.5 чашки красного вина
Кипятить в течение 20 минут

Я использовала красное вино главным образом, как альтернативу белому, хотя то очень подходит для послеобеденного напитка. Из четырех возможных добавок (иссопа, корицы, колоса или перца кубеба ) я выбрала корицу, как наиболее часто используемую в гипокрасе (послеобеденном подогретом вине с пряностями). Все травы/специи в тот период считались согревающими и вяжущими. Я использовала кассию (тип 'корицы', продающейся в Американских магазинах) вместо истинной корицы, потому что это то, что было мне доступно.
Корица придала терпкий вкус вину, но качество вина при этом сыграло более важную роль, чем присутствие корицы.

Что происходило, когда я пробовала этот рецепт?
Ополаскивание мятным вином и протирка тканью заставили мои зубы чувствовать себя более чистым и менее липким. Слабый аромат мяты оставался на несколько минут. Жевание трав сделало мое дыхание более приятным. При протирке ими некоторые из трав окрасили мои зубы в зелёный цвет, тем не менее, они ослабили чувствительность десен. Послеобеденное вино, не казалось необходимым, ведь уже при полоскании зубов и их протирке возникало ощущение похожее на современную чистку зубов.

Работало ли это?
Ополаскивание рта с алкоголем, особенно смешанным с травой, известной в борьбе против пищеварительных заболеваний и дурного запаха изо рта – это первый шаг в чистке зубов. При протирке зубов травами с повышенным содержанием хлорофилла, также удалялись частицы пищи и налет, дыхание становилось свежим. Чистка зубов и вино с антисептическими специями хорошо сокращают зубной налет и убивают болезнетворных бактерий.

Угольная притирка из розмарина
Bankes' Herbal, 1525 (Англия)

" Также возьмите древесину [розмарина], сожгите до углей, измельчите в порошок и поместите в льняную ткань. Протирайте ваши зубы этим составом и, даже если там живут черви, он должен убить их и охранить ваши зубы от всего зла. "

Что необходимо:
Я сожгла небольшой кусочек высушенного стебля розмарина и завернула остатки в полотно. Для удобства, я завязала пакет кусочком верёвки, хотя раньше, вероятно, просто заворачивали ткань. Сшить его или сделать постоянную резинку показалось неразумным, так как использованная зола скорее всего будет выброшена.
Автор Banckes' Herbal также, как и другие торговцы травами, верил в розмарин " борющийся против всего зла в теле. "

Что происходило, когда я пробовала этот рецепт?
Как только зубы были протерты тканью с золой, часть грязи с зубов очистилась. Древесный уголь дополнительно шлифовал зубы. Пепельный вкус был не слишком приятным, но влажный пакетик с золой приятно массировал десны и был на вкус лучше, чем просто зола.

Работало ли это?
Пепел хотя бы на время изменял кислотность ротовой полости; розмарин нес антисептическое действие, хотя при сжигании он и теряет большую часть масла. Как и в других случаях, лучшее действие в этом рецепте оказывает протирка зубов тканью и абразивным углем.

Отбеливающее средство с шалфеем
Gervase Markham, The English Housewife. 1615

" Для пожелтевших зубов:
Возьмите по равной мере шалфея и соли и истолките их вместе, затем испеките, чтобы смесь стала твердой, и сделайте из неё порошок. Протирайте зубы этим порошком утром и вечером и желтизна с зубов уйдет. "

Что необходимо:
Я не знала, должен ли шалфей быть свежим или высушенным, так что попробовала оба варианта. Также не понятно ' равная мера ' – это равный объем или равный вес.
Смесь *1
1 четверть чашки высушенных листьев шалфея.
1 четверть чашки столовой соли.
Толочь вместе в ступке пока не получилась зеленая соляная смесь, положить на лист для выпекания, нагретый до 300 градусов по Фаренгейту, на 45 минут, и на нагретый до 350 градусов на 30 минут.
Смесь не показывала никаких признаков затвердевания. Хотя она становилась жестче/ более вяжущей порошкообразной субстанцией на вкус.

Смесь *2
60 свежих (маленьких) листиков шалфея
2 столовые ложка морской соли
Я толкла листья шалфея с солью по 10-20 листьев, постепенно добавляя остальные, чтобы сформировать достаточно сухую пасту. Большее количество шалфея и меньшее количество соли сформировало бы более густую пасту – я пробую сделать так следующий раз. Когда я прожарила смесь на листе для выпекания, нагретом до 300 градусов, 20 минут, образовалась твердая корка. Я оставила смесь в духовке для высыхания, покрошила её и хранила в контейнере.

После опытов, я подозреваю, что предполагались равные массы соли и шалфея, и предлагалось взять свежий шалфей.

Что происходило, когда я пробовала этот рецепт?
Я протирала зубы смесью на пальце и пробовала протирать смесью на зубной щетке. Эффект был подобен зубной пасте, хоть и пришлось немного поморщиться. Грязь с зубов была удалена, дыхание стало более свежим; рот (при ополаскивании) чувствовал себя более чистым!

Работало ли это?
Соль – одна из альтернатив зубному порошку, предлагающихся в современных текстах, её гранулы полировали зубы. Хлорофилл в зеленых травах типа шалфея освежает дыхание, а вяжущие/антисептические свойства шалфея способствуют здоровью десен, и препятствует росту бактерий. Думаю, что это был прекрасный зубной порошок.

Порошок, освежающий дыхание
Gilbertus Anglicus, приблизительно 1400, Англия

" И позвольте ему использовать этот порошок: Возьмите унцию перца, много мяты и много каменной соли. Позвольте ему жевать порошок, пока он может, а после выбросьте его. "

Что необходимо:
На 1 унцию перца
1 унция сушеных листьев садовой мяты
1 унция соли
Смешать все вместе.
Я использовала высушенную мяту, потому что состав был обозначен как порошок.

Что происходило, когда я пробовала этот рецепт?
Эта смесь оставляет пряный, острый вкус; имеет слегка абразивный состав, который придает рту свежесть. Хотя я не думаю, что мои зубы сильно очистились.

Работало ли это?
Соль, масло мяты и почти едкое масло перца защищали рот хотя бы на время от болезнетворных бактерий. Смесь также давала пациенту временно свежее дыхание, а жевание соли избавляло его от части остатков пищи.

Пилюли из специй
Gilbertus Anglicus, 15-ое столетие, Англия

" И позвольте ему использовать эти пилюли, которые хороши для всех типов запаха изо рта: возьмите гвоздику, мускатный орех, корицу и сушеной шелухи мускатного ореха восемь драхм (треть унции аптекарского веса, одна шестнадцатая в торговом – прим. Эарвинг); красного сандала десять драхм; перца кубеба семь драхм; кардамона пять драхм. Смешайте их с соком мяты и сделайте пилюли размера с инжирину. Принимать по 2 одновременно под язык".

Что необходимо:
Одна (современная) драхма – чуть более чайной ложки, так что я переделала меры:
1 ч/л Saunders (красного Сандалового дерева)
3/4 чайной ложки корицы
3/4 чайной ложки сушеной шелухи мускатного ореха
3/4 чайной ложки гвоздики
3/4 чайной ложки мускатного ореха
Неполные 3/4 чайной ложки перца кубеба
1/2 чайной ложки кардамона
1-2 пучка мяты
Мята была размельчена в кухонном комбайне, сок был процежен через марлю во влажные специи. Получившуюся пасту скатали в шарики размером с гривенник, которые были действительно слишком велики, чтобы уложить два под язык, но все же меньше чем инжир. Я не уверена, что автор поместил бы 2 шарика под язык – возможно, он имел в виду размер изюма.

Что происходило, когда я пробовала этот рецепт?
Я пробовала поместить одну горошину под язык. Возникло горячее/острое ощущение, вызванное острыми специями, но дыхание стало заметно более сладким!

Работало ли это?
Пациент получал изо рта запах специй, а масло этих специй убивало бактерии, из-за которых и возникал неприятный запах изо рта, пазухах или животе. И специи и мята, как полагали, улучшали пищеварение, а хорошее пищеварение, как верили все авторы, не давало появиться плохому дыханию. Мне не ясна причина включения в рецепт красного сандалового дерева – оно использовалось для подкраски пищи, и современное вещество не имеет собственного запаха, но немного красит внутреннюю часть зубов.

Средство для свежести дыхания у женщин
Trotula, 11-ое столетие, On Women's Cosmetics (книга 3)

" Я видела, как некая сарацинская женщина помогла множеству людей этим лекарством. Возьмите немного листьев лавра и немного мускуса и дайте ей подержать эту смесь под языком пока она не поймет, что дурной запах исчез. Я рекомендую, чтобы она держала смесь под языком днем и ночью, особенно, когда она собирается общаться с кем-либо в интимном плане. "

Что необходимо:
•Свежие листья лавра (на пробу)
•Лавровый лист измельченный с мускусом (для запаха)
•Несколько листьев лавра вымачивались в воде с цветами апельсинового дерева (для запаха или вкуса)
Лавр – это лист лаврового дерева, называемый в кулинарии «лавровый лист». Часть лаврового листа, приблизительно в 1 квадратный см, кажется наиболее податливой и удобной по размеру, особенно если он должен сохраниться в течение энергичного упражнения.
Естественный мускус – продукт животного происхождения, по структуре похожий на смолу. Однако так как мы считаем, что убийство оленя просто для того, чтобы добыть сало – это жестоко, то настоящий мускус нам больше не доступен. Так что я должна была согласиться на синтетический аромат мускуса.
Масло Джакартского Мускуса я соединила с лавром, промазав мускусом его листья.
Kirel из SCA-ПОВАРОВ предположил, что аромат мускуса находится в той же категории, что и вода с цветами апельсинового дерева. Так что я также вымочила лавровый лист в некоем количестве такой воды. По моему опыту приготовления средневековых блюд и блюд эпохи Возрождения - тот мускус, вообще использовался больше для аромата, чем для извлечения его лекарственных свойств, так что эта замена вряд ли уменьшила бы любые медицинские свойства. Вода с цветами апельсиновых деревьев упомянута в Manual de Mugeres, Испанском тексте, так что, если она и не была доступна читателям Trotula, то станет доступной в Средиземноморье позже, и будет использоваться в парфюмерных целях.

Что происходило, когда я пробовала этот рецепт?
Когда я попробовала положить один лавровый лист под язык, он не выделял большого количества запаха. Я попыталась усилить аромат, немного его пожевав. Однако масло лавра так обожгло рот, что я не рекомендую вам проделывать это. Я полагаю, что поломки свежих листьев достаточно для того, чтобы выпустить немного масла. Я не рекомендовала бы хранить лавровый лист под языком в течение длительного периода времени, так как его масло в большой концентрации может быть ядовито.

Работало ли это?
Масло лавра известно, как антисептик, специалистами по эфирным маслам, а также имеет явный аромат. Оно останавливало рост бактерий, вызывающих неприятный запах. Сладковатый аромат мускуса заглушал любые неприятные запахи, а автор предполагает, что он связан с сексуальными феромонами.

Жидкость для отбеливания зубов
Markham. The English Housewife, 1615.

" Чтобы отбелить зубы.
Возьмите блюдце крепкого уксуса и две полные ложки порошка из квасцов, ложку белой соли и ложку меда. Кипятите пока смесь не станет столь же жидкой, как вода; затем перелейте в закрытый пузырек и держите его при себе. При случае мойте смесью зубы и основательно протирайте их тканью, но не до крови. "

Что необходимо:
1/2 чашки красного винного уксуса
2 ч/л соленых( протравленных) квасцов
1 ч/л. белой соли
1 ч/л меда
Нагревать вместе до закипания и кипятить чуть более пяти минут.
Квасцы или сожженные квасцы регулярно появляются в рецептах по очищению зубов и рта, также как и в некоторых рецептах помощи по домашнему хозяйству. Некоторые виды квасцов при воздействии воды, как предполагается, образуют слабую серную кислоту, так что эта смесь вероятно не очень безопасна для использования на слизистых мембранах, в том числе и на внутренней части рта. Конечно, на бутылке соленых (протравленных) квасцов написано, что они кислы на вкус в сухом виде, но при солении становится нейтральным - так что я попробовала крошечную частицу кончиком языка и получила ожог. Я использовала соленые (протравленные) квасцы, так как на сайте Mistress Anne Liese's предполагается, что это самый вероятный вид квасцов того периода.
Чайной ложки квасцов, соли и меда, возможно, было слишком мало, а 1/2 чашки уксуса, возможно, было слишком много; как только смесь была перемешана, она стала ' столь же жидкой, как вода '. Я не хотела добавлять слишком много квасцов в состав, поэтому я сошлась на чайной ложке.
Уксус, который я использовала, был обыкновенным красным винным уксусом с 5% кислотностью; уксус того времени был более крепким - от 7 % до 15 %. Я была не способна найти более сильный уксус в местных магазинах и не хотела рисковать при добавлении концентрата уксуса к этому специфическому химическому эксперименту. Я использовала красный винный уксус, потому что он был дешевле, чем белый винный уксус. Так как это - Британский рецепт и уксус не определен, его можно было заменить яблочным эквивалентом. (Я не имею никаких источников, что яблочный уксус существовал, но яблочный сидр был известным спиртным напитком в Англии; а яблочный уксус является побочным продуктом при домашнем производстве сидра.)

Что происходило, когда я пробовала этот рецепт?
Я испробовала это на своих зубах (по вкусу - соленый рассол) и обнаружила, что они очень чистые, даже днями позже, в сравнении со стороной рта, не вымытой раствором. Хотя я и полагаю, что постоянно эту жидкость применять нельзя, из-за содержащихся в ней квасцов.

Работало ли это?
Ну, кислая смесь конечно удаляла грязь с зубов и делала их более свежими. Возможно, она убивает микробы (или, по крайней мере, причиняет им серьезное беспокойство) из-за кислотного характера. Хотя она может и разрушить зубную эмаль.

Анис, Тмин и Засахаренный фенхель
Идея Rumpolt, рецепт из Plat's Delightes for Ladies, 1602.
Rumpolt, Ein Neu Kochbuch, 1581.

" Различных сладких засахаренных фруктов (как) от аптекаря...
2.Анис покрытый. [С сахаром]...
6.Тмин покрытый.
7.Фенхель покрытый".

Что необходимо:
1/2 чашка каждого из семян: тмина, аниса, семя фенхеля
Сироп: 1 чашка сахара, 1/3 чашки воды
Вода и сахар смешиваются вместе и нагреваются. Как только смесь загустевает, температура увеличивается, пока сироп не достигает стадии мягкого кома, приблизительно до 240 градусов по Фаренгейту. Сироп готов, когда его капля, помещенная в стакан воды, формируется в мягкий шарик, еще не опустившись на дно.
Поместите половину одного вида семян в маленькую, круглую металлическую тару. Зачерпните одну столовую ложку сиропа. Быстро размешайте вилкой, используя скоблящее движение. Добавьте остальную часть семян к этой смеси, она сначала станет липким комом, а затем смешается с предыдущим составом. Мешайте и давите, пока семена не отделились друг от друга и не охладились. Добавьте ещё ложку сиропа и повторите. Продолжите этот процесс, пока засахаренные семена не покрыты соответствующим количеством сахара. Поскольку слой становится все более толстым, Вы должны охладить засахаренные семена между пленками в морозильнике или за дверью. Убедитесь, что не Вы позволили сиропу кристаллизоваться. Если это произошло, добавьте воду, перемешайте и оставьте в нужной температуре.
Эти засахаренные семена использовались после обеда, чтобы освежить дыхание и бороться с расстройством желудка и газами. Gerard's Herbal говорит относительно семени аниса: " у жевавших дыхание становится сладким. " О тмине Gerards' говорит " семя маринуют или засахаривают с засахаренными фруктами, оно очень хорошо для желудка, помогает перевариванию, способствует мочеиспусканию, смягчает и избавляет от газов; он соответствует в действии и достоинствах семени Аниса. "
Обратите внимание: рецепт, используемый здесь более похож на рецепт из Plat's Delightes for Ladies, чем из Rumpolt's. Чтобы сэкономить место, те инструкции здесь опущены.

Что происходило, когда я пробовала этот рецепт?
Засахаренные семена освежают дыхание на 15 минут, в крайнем случае, до тридцати минут. От газов они, кажется, тоже спасают при обильном употреблении.

Работало ли это?
Ну, конечно смесь не предотвращает разрушение зубов, но все три семени (анис, тмин и фенхель) имеют ветрогонный эффект, широко прокомментированный торговцами травами Ренессанса. Даже сегодня, Индийские рестораны используют засахаренные семена этого типа, для борьбы с расстройством желудка и сладости дыхания. Безусловно мое дыхание стало свежее при их использовании.

Другая информация об уходе за зубами:

Исламские источники делают постоянные ссылки на Пророка, использующего палочку для чистки рта, зубочистку или некоторые виды скребка. (http: // witness-pioneer.org/vil/hadeeth/riy ad/08/chap215.htm).
Уэльские жители очевидно также заботились о здоровье зубов, согласно книге Giraldus Cambrensis's " Поездка через Уэльс ": " И мужчины и женщины проявляют большую заботу о зубах, чем я видел в любой другой стране. Они постоянно чистят их зелеными прутьями орешника, а затем протирают шерстяной тканью, пока они не засияют подобно слоновой кости. Чтобы защитить зубы, они никогда не едят горячую пищу, а только холодную, прохладную или слегка теплую. " (http: // swanseamass.org/wales/travel/gerald 1.html*hair)


Библиография

•An Herbal [1525] Также известные как Banckes' Herbal. Автор неизвестен, изданы в 1525. Оригинальное/перведенное издание, редакторы Larkey и Pyles. (NY: Scholars' Facsimiles and Reprints, 1941)
•Genders, Roy. Perfume through the Ages. (New York, Putnam, 1972)
•Gerard, John. The Herbal, or General History of Plants. (Dover, 1975)
•Gilbertus Anglicus, Compendium of Medicine, Wellcome MS 537, about 1400 A.D. translated by Susan Wallace. Web: http://skell.org/SKELL/compintro.htm
•Hildegarde of Bingen. Hildegard von Bingen's Physica: the complete English translation of her classic work on Health and Healing. Trans. from the Latin by Patricia Throop. (Rochester, VT: Healing Arts, 1998).
•Lawless, Julia. The illustrated encyclopedia of essential oils: the complete guide to the use of oils in aromatherapy and herbalism. (NY: Barnes & Noble, 1995)
•Manual de mugeres en el qual se contienen muchas y diversas receutas muy buenas, 16th century, English translation by Karen Larsdatter, Web
•Markham, Gervase. The English Housewife: containing the inward and outward virtues which ought to be in a complete woman..., first printed 1615. Published 1986 by McGill-Queen's University Press, Montreal; edited by Michael R. Best
•Munson, Jennifer, "Mordants and Metal Dyes," Anne Liese's Fibers and Stuff.
•Ody, Penelope. The Complete Medicinal Herbal. (NY: Dorling Kindersley, 1993) "p-dental-care-msg". Stefan's Florilegium [computer file]. Accessed March 26, 2003.
•Plat, Hugh. Delightes for Ladies, originally published 1602, edited by Violet and Hall Trovillion from the 1627 edition. (Herrin, IL: Trovillion Private Press, 1939)
•Porta, John Baptist. Natural Magick, 1558 and onward, from the 1653 edition. Transcribed by Dr. Laura Balbiani.
•Rumpolt, Marx. " Von allerley Zucker Confect," Ein Neu Kochbuch. 1581. Translation by M. Grasse. Web: http://clem.mscd.edu/~grasse/GK_zucker1.htm
•Sembera, Kyle."Evolution and Analysis of the Toothbrush," Mechanical Advantage, March 2001: 10(3). Online at: http://ww.asme.org/mechanicaladvantage/ … brush.html
•Strabo, Walafrid. Hortulus. Translated by Raef Payne. Commentary by Wilfrid Blunt. (Pittsburgh: Hunt Botanical Library, 1966)
•The Trotula : a medieval compendium of women's medicine. Trans. and ed. by Monica Green. (Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 2001)

Другие источники:
•История Зубной пасты: http://www.edoc.co.za/dhw/history/toothpaste.html
•Zoech Irene,"The ancient Egyptian recipe for toothpaste" Daily Telegraph,1/19/03

0

3

Ныне у малосведущих людей сложилось стойкое убеждение, что люди в Средневековье не мылись вообще или мылись очень редко. Это абсолютная не правда.

Отношения к Чистоте и мытью
В правилах этикета 15-го и 16-го века подчеркивалось, что необходимо мыть руки до еды. Каждый должен был вымыть лицо и руки при подъеме с кровати, а так же прополоскать рот.
Georges Duby, в статье Истории Частной Жизни, сообщает:
"... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой формальный обед (то есть никакой обед, данный в большом зале с большой толпой гостей) не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омоновения.
Горячая ванна была обязательной прелюдией к любовным играм, описанным в fabliaux.
Купание и уход за телом были расценены моралистами подозрительными, большей частью потому, что они обнажали тела. Купание считалось прелюдией для греха. <…> [Общественные ванны] подозревались, потому что они были слишком общественны; не было ничего лучше, чем вымыть свое тело в уединении у себя дома. " (p. 525)
В то время как смешанному купанию препятствовала Церковь, есть данные, что в банях проводились обеды и свадебные банкеты, соединяемые с принятием ванны. И безусловно, что изображения пар, моющихся в ванне, предполагают, что это была не столько социальная, сколько сексуальная деятельность.
Другой вопрос, как часто люди купались.
Shahan говорит, " В издании Janssen's History of the German People есть множество деталей относительно популярности использования ванн в Германии. Люди купались по несколько раз каждый день; некоторые тратили целые дни внутри. С 20-ого мая по 9-е июня 1511, Lucas Rem купался сто двадцать семь раз, как мы можем вычислить по его дневнику " (p. 291-292).

Magdalena z Wroclawia из Slavic Interest Group сообщает " В моем городе был закон (в XIII-XVвека) в котором говорилось, что каждый гражданин должен посетить общественную баню один раз в неделю. Если кто-то не хотел следовать этому закону, он был заключен в ' башню ' или платил штраф " [цит.]. С другой стороны, другие авторы предполагают, что некоторые люди жили недели, месяцы и годы без мытья. Douglas Biow предполагает, что внимание к чистоте в Италии возросло в период Ренессанса, в ответ на вспышки чумы.

Частные ванны
Средневековые жители любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот процесс был легким.
Ванна представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка. Лорды часто нанимали человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства. Этот человек зачастую путешествовал с семьей. В некоторых замках были специально встроенные ванны. В Замке Лидса, в 1291, была создана ниша 23 на 17 футов, выложенная камнем, в которую вмещалось до 4 футов воды, налитой из озера, окружавшего замок. Там же была полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной. Редко, но все же встречаются замковые ванны, где по трубам пускали горячую и холодную воду. А некоторые лорды обзаводились ковриками для ванной, чтобы защитить ноги от холода.
Умывальником служил таз, где отстаивалась вода, или каменная чаша, встроенная в стену. Она использовалась для мытья рук перед и после приема пищи. Некоторые умывальники были декоративно украшены и имели выходные отверстия в форме голов животных. Примеры замков с умывальниками - Goodrich и Conisbrough в Англии.

Общественные бани
Уже в середине 1200-ых многие города имели собственные общественные бани. Воду грели на огне, но это приводило к появлению двух проблем. Во-первых, вышедший из-под контроля огонь мог истребить несколько кварталов. Во-вторых, численность лесов стала уменьшатся, дрова подорожали, и повышающиеся затраты на нагревание воды вынудили большинство бань закрыться. Некоторые бани пробовали жечь вместо дерева уголь, но его пары оказались вредными для здоровья.
К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды. Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными. Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде.
Наиболее предпочитаемым способом мытья в бане – была парилка. Основные способы её организации были одинаковыми в большинстве стран Северной и Восточной Европы: сначала нагревались камни или печи в замкнутом пространстве. На камни лилась вода для создания пара. И люди сидели на скамьях возле этих камней обнаженными. Во время посещения парилки рекомендовалось хлестать себя связками листьев, чтобы усилить кровообращение.

Банщики нанимали специальных глашатаев. Которые возвещали народу о том, что вода в бане нагрета: "Глашатай патрулировал улицы Парижа 13-го столетия, чтобы позвать людей к нагретым паровым ваннам и баням. Этих учреждений уже насчитывалось двадцать шесть в 1292 [Riolan, Curieuses Recherches, p. 219].
Ванны принимались в комнате, часто отдельной. Паровая ванна не обязательно подразумевала погружение. Например, в шести ваннах в Saint-Vivien в 1380 было три кровати и сиденья. [C. de Beaurepaire, Noveaux Melanges historiques, Париж, 1904, p. 94]...
Обстановка бани в пятнадцатом столетии на миниатюре Valerius Maximus включала в себя роскошные скатерти, картины на стенах и плиточный пол. [Valerius Maxiumus, 'Faits et Dits memorables' fifteenth cneutry) Paris, BN, ms.fr., 289; fol 414]... "
-- Vigarello, Georges, Concepts of Cleanliness, p. 21-22
Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».

Чаще всего купальщики были голы; в большинстве случаев на них надеты только головные уборы, хотя иногда и набедренные повязки. Poggio Bracciolini в 1416 говорит относительно купальщиков в ваннах Baden " мужчины носят только кожаный передник, а женщины - льняные рубашки до колен, столь вырезанные с обеих сторон, что они оставляют раскрытую шею, грудь, руки и плечи. " Uglino da Montecatini написал, что на курорте Pisan Bagno Acqua (приблизительно 1400), " женщины на протяжении лечения - прилично одеты и многие мужчины прикрыты тонким и светлыми одеяниями. " Иллюстрации показывают, что даже в частных ваннах, и мужчины и женщины носили головные уборы, чтобы не навредить здоровью, а женщины носят все их драгоценные камни; «Вы могли бы подумать, что они шли не в ванны, а на фешенебельную свадьбу» (Pognio, цитируемый Mack)

В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Монастырские ванны, которые часто имели отдельные кабинки, а люди в них, предполагалось, должны купаться в холодной воде и не более, чем один раз в неделю. Это должно было оградить монахов от получения чувственного удовольствия от купания.
Некоторые монастыри имели фонтаны для мытья рук (иногда называемые ' умывальник'), вода откуда вытекала текла из нескольких отверстий в круглый бассейн.

Есть множество иллюстраций, изображающих группы людей или отдельных личностей, купающимися в фонтанах и. Трудно определить, являются ли они артистическими фантазиями или показателем обычной практики. Однако нам известно, что в фонтанах мыли одежду, охлаждали вино и использовали для других хозяйственных целей.

Добавки для Ванн

Травы

"Если ваш господин желает купаться и мыться, повесьте вокруг потолка цветы и сладкие зеленые травы. Наполните бассейн водой с горячими свежими травами, и вымойте его тело мягкой губкой, ополосните его изрядным количеством теплой розовой воды; после этого позвольте ему лечь спать; но смотрите, чтобы кровать была мягкой и хорошей."
Как мудрый человек учил своего сына Lambeth 853, fol. 186
Манускрипт Lambeth предлагает использовать для ванны алтей, просвирник, постенницу лекарственную, коричневый сладкий укроп, бузину, зверобой, горечавку, подорожник (plantain?), ромашку, сельдерей (дикий сельдерей), веронику ключевую, скабиозу, воловик, дикий лен, листья ракиты и зеленые овсяные зерна.
Hildegarde Bingen предлагает смеси трав, для освежения головы в сауне, и для полива камней сауны, для нанесения на тело и/или в питье в сауне, для купания в них:
"Влейте воду, в которой варились овсяные зерна, на горячие камни. Если делать это часто, это восстановит здоровье." (p. 12)
"Тот, кто страдает от каменной болезни, должен взять петрушку и добавлять третью часть камнеломки. Отварить это в вине, процедить через ткань и пить в сауне. Также он должен отварить петрушку с третьей частью камнеломки в воде и поливать этой водой горячие камни в той же самой сауне." (p. 42)
"Дикий салат ... гасит страсть в человеке. Мужчина, испытывающий постоянное необузданное желание в половых органах, должен отварить дикий салат в воде и поливать себя .той водой в сауне. Он должен также разместить теплый, отваренный салат вокруг своих половых органов, ещё находясь в сауне... Если матка женщины раздувается с желанием не поддающимся контролю, она должна принимать ванну с диким салатом. Сидя в сауне, она должна лить воду, в которой был отварен дикий салат, по горячим камням. Она должна разместить теплый, отваренный салат у своего чрева ..." (p. 49)
"Женщина, испытывающая сильные боли при месячных, должна взять пижму и столько же по весу пиретрума девичьего, и немного большее количество коровняка. Она должна отварить их в воде, взятой из свободно текущего плавного потока, умащенного солнцем и воздухом. Тогда она должна поместить камни в огонь и сделать сауну с вышеописанной водой и травами. Она должна положить теплые травы на скамью и сесть сверху. Если они остыли, их нужно нагреть в той же самой воде. Это необходимо проделывать на протяжении всего времени, пока она находится в сауне, и ее кожа и тело, также как ее матка, смягчится экстрактами этих трав, и поры её откроются." (p. 58)
В Banckes' herbal (1525) предлагалось использовать душицу (майоран/орегано) в ванне для улучшения состояния кожи при заболевании чесоткой.
William Langham's Garden of Health ( (1579) предлагает розмарин: ' Доведите до кипения много розмарина и купайтесь в нем. Он сделает Вас крепким, живым, радостным, наслаждающимся и молодым '.
Le Menagier de Paris (в переводе Tania Bayard), говорит:
Сделайте воду для мытья рук за столом: вскипятите шалфей, затем процедите воду и охладите её, пока она не станет чуть теплой. Или используйте ромашку, майоран или розмарин вскипятив их с кожурой апельсина. Лавровые листья тоже хороши.

Масла

Масла, добавленные в ванну или применяющиеся после купания, упомянуты (часто с нехваткой конкретности) во многих текстах, включая Trotula.
Умащение Маслом до и после ванны было стандартной практикой в Римские времена, и не неблагоразумно думать, что практика не сохранилась в Средневековье.
Предписание Francis Bacon's для ванны:
"Сначала, перед купанием, натрите и намажьте тело маслами, бальзамами, и мазями, которые при воздействии ванны увлажняют и впитываются в кожу, но не каких спиртовых вод. Сидите 2 часа в Ванне, завернутые в ткани". (Цитата Classen, Howes и Synnott)

Мыло

Не понятно, когда мыло вошло в широкое использование.
Согласно Британской энциклопедии
"Мыло было известно в течение по крайней мере 2,300 лет. Согласно Плинию Старшему Phoenicians готовил его из козлиного жира и пепла в 600 веке до РХ и иногда использовал его для бартера с Галлией.
Греческий врач Гален упоминает мыло как лекарство и как средство очистки тела. В Европе, производство мыла в Средневековье сосредоточилось сначала в Марселе, позже в Генуе, затем в Венеции".
Мыло в тот период производилось из смеси жиров и пепла, хотя часто вместо животных жиров использовалось оливковое масло. Мыло - одно из тех изделий, что производилось в гильдиях, чей рецепт не афишировался.
Пахнущие мыла для лица и рук, приготовленные смешиванием мыла с ароматными эссенциями, появляются в 16-ом веке.

Испанский Manual de Mugeres 16-го века (перевод Karen Larsdatter) предлагает некоторые рецепты мыла:

Мыло для лица.

Две унции белого мыла, ошпарить в кипящей воде и процедить через ткань; кварту мастики, с половиной кварты смолы полыни, кварту sodium tetraborate и одну унцию белого сахара. Размелите все и пропустите через решето, смешайте их с мылом и поместите в формочки. Добавьте в каждый кусочек каплю ros de bota.

Мыло для рук.

Одна унция семян тыквы, одна унция очищенных семян дыни и унция семян редьки. Смешайте все вместе с двумя унциями кипрского мыла и делайте из этого пюре с медом. Придайте форму шаров.

Мыло для рук.

Возьмите фунт перетертого Valencian мыла и положите его, закрепив толстой тканью. Поместите его в горшок с кипящей водой и варите, пока оно не станет синим. И в то время как мыло варится, возьмите небольшую чашку мыла, небольшую чашку меда, столько же желчи коровы, пол чашки сока лилии, и небольшую чашку уксуса. Поместите все это в горшок и поварите вместе, пока смесь не загустела. А если Вы хотите сделать из смеси небольшие шары, позволять ей вариться пока она не затвердела.

Специальная вода

В то время как люди редко наполняли их ванны минеральной или святой водой, купание или мытьё в воде из минеральных или горячих источников, или из святых источников все же практиковалось; питьевая вода из минеральных источников тоже была известна. Минеральная промышленность ни в коем случае не была столь же активна, как это было в 18-ых и начале 19-ых столетиях, но места типа Bath в Англии получали свою долю туристов. Публикации 16-ого столетия в Англии предлагают путеводители по множеству минеральных водных курортов.

Средневековая уборная

Однако не так солнечно обстояли дела с туалетами. Даже самый большой замок не имел привычных нам туалетных удобств. Обычно отхожее место или уборная была встроена в стену замка, нависая над землей или находилась ниже уровня воды. Некоторые уборные имели деревянные сиденья, но большинство было просто вырезано из камня. Это было весьма неудобно, особенно зимой! Мало этого, только некоторые туалетные комнаты отделялись дверью, большая же их часть оставались открытыми. В качестве туалетной бумаги использовалась солома. В некоторые спускные желоба были помещены железные брусья, чтобы препятствовать входу через них солдатам нападавших армий.
И уже в те времена пользовались популярностью комнатные горшки.

0

4

http://joeck-12.livejournal.com/64441.html

Несколько цитат, относящихся непосредственно к "нашему" времени.

К минимальной обязательной ежедневной гигиене в 16-18 веках относилось умывание рук, лица и ног. Водой. И чем холоднее, тем лучше. Этому учили с детства. За обеденным столом у знати стояли плошки с душистой водой и полотенца – чтобы перед едой сполоснуть руки. Но, как во все времена, люди были более чистоплотные и менее чистоплотные.

Рот споласкивали водой, а зубы чистили деревянными палочками. В Европе зубная щетка появилась в 50-х годах XVI века. Уже в 1728 г. знаменитый французский врач Фошар в руководстве по зубоврачеванию указывал о применении зубной щетки из щетины. Для усиления очищающего действия зубной щетки издавна применяли различные порошки: пепел, поваренную соль.

Официальная медицина 16-17 веков придерживалась взглядов, что вода «размягчает» тело и «внедряется» в поры кожи, занося туда различные «яды» извне. И частое принимание ванн с целю очищения тела В ЦЕЛОМ не советовалось. Новорожденных младенцев советовали не купать, а натирать маслами, чтобы «поры закупоривались». Но ванны все равно принимали, не слушая медиков. Не так часто, может, как сейчас, но принимали. Не случайно художники тех времен любили изображать полуодетых красавиц в ваннах.

Критерием чистоты тела в 16-17/начале 18 века была степень белизны белья. Именно чистое белоснежное белье символизировало чистоту тела индивидуума. Чем состоятельнее был человек, тем чаще он менял белье и тем больше смен белья у него было. Смена белья являлась гигиенической процедурой, сухим "омовением" тела. Белоснежное белье считалось признаком чистоты и чистоплотности человека.

Технология производства тонкого белья куда сложнее, чем верхней одежды. Тонкое белье стоило дорого, его могли себе позволить только состоятельные. А белье с фламандскими и генуэзскими кружевами было по карману только верхушке. Низы носили или грубое белье или вообще не носили.

Отредактировано Перо (2015-12-05 22:03:43)

0

5

Нашел еще одну деталь относительно зубных щеток (предмет роскоши, но вполне себе существующий): в 1570 году испанский посол приподнес в дар французскому двору зубную щетку с настоящей щетиной (вепря). Врачи, похоже, советовали зубные щетки не использовать, и зубы обычно чистили с помощью мягкой тряпочки с мазями или помадами, а полоскали водой или винной смесью.

источник

0

6

Ходит в интернетах такая байка. Мол, всем же известно, что в Европе дерьмо из окон выливали на головы прохожим, а когда какой-то неудачник облил самого Людовика IX, тот даже закон издал - выливать можно только после крика "Берегись!". Ну а в XVI веке для защиты от падающего с небес дерьма придумали широкополые шляпы - те самые, мушкетерские. А заодно реверанс - это чтобы убрать вонючую шляпу подальше от лица дамы. И дерьмо с нее стряхнуть, да.

Даже не обращая внимания на то, что реверанс все же выполняли женщины, достаточно просто задуматься. И обратить внимание на тот небольшой факт, что широкополые шляпы были распространены всего ничего - около двухсот лет, а помои выливались из окон на протяжении всего Средневековья в самой длинной его интерпретации, то есть со времен падения Римской Империи аж до XIX века. Настораживает, n'est-ce pas? Сомнения вызывают и обилие декоративных плюмажей на картинках того времени. Если шляпа несет защитную функцию, зачем они нужны? Не иначе коричневое засохшее перо каким-то особым образом радовало глаз тогдашних модников.
Естественно, сия вонючая во всех смыслах легенда к реальности отношения не имеет никакого. Ее опровергает даже не история, а физика: шляпа не защитит вас от фекального дождя. Поля у нее недостаточно велики, чтобы прикрыть человека полностью, даже сомбреро не поможет - масса исторгающегося из окна вещества изрядно велика и довольно быстро польется на спину и плечи, стоит несчастному мушкетеру наклонить голову. Возьмите шляпу, наденьте и выйдите на улицу в ливень - а потом посмотрите на свою куртку. Сухая? Действительность сурова: распространяться широкополые шляпы начали ровно в то же время, когда армии Европы массово принялись переходить на фитильные ружья, а заменились треуголками во второй половине XVII века - когда фитильный замок окончательно вытеснился ударным. Совпадение? Не думаю.

Причина кроется именно в фитильном ружье. Чтобы отправить ближнего своего к Анубису, стрелок должен был зарядить ружье, поджечь фитиль, прицелиться и нажать на спуск. Дым и искры от фитиля при этом нередко попадали в глаза, для защиты от чего и потребовались шляпы - стрелок наклонял голову, оставляя для обзора лишь узкую щель между стволом и полями. Сквозь которую и любовался результатом. Поля также прикрывали глаза от солнца, пыли и прочих факторов, могущих ослепить солдата. Как говорилось в пословице того времени, "мушкетера мы узнаем по опаленной шляпе".

(c) Assez

0

7

Предлагаю отменить все ванны первого сезона:

Чтобы отдохнуть от хронологии, читаю прелестную Рут Гудмен со всеми ее дотошными описаниями постелей и молитвенников, перин и исподнего, и думаю, что вот, упустила очаровательную сцену – омовения Белокурого в какой-нибудь, прости господи, бадье. В приличном дамском романе (а все мы помним, что я изначально примерялась писать дамский роман?) непременно присутствует сцена омовения – даже если речь идет о шестнадцатом веке. В особенности, если о шестнадцатом. То есть, то главный герой погружается именно в тот момент, когда к нему в спальню/мыльню/курильню врывается возбужденная перспективой юная девственница – и далее следует все, вытекающее из чашки кофе, как говорится в старом советском фильме; то главная героиня стыдливо прячет прелести в мыльной воде, но не целиком, а таки частично открываясь обзору. И, само собой, Патрик Хепберн отлично бы вписался на роль Анадиомены, но есть пара пустяков. Во-первых, чтобы ворваться в чью-либо спальню – независимо от пола обитателя – и застать там объект вожделения в одиночестве, надо было, чтоб объект был нищим сиротой, и не то, что слуг не имел, а вообще никаких родственников. Но тогда, как правило, он не имел и ни бадьи, ни спальни. Так что отпадает – любовные романы, как правило, пишут о представителях нобилитета. У представителей нобилитета спать в одиночестве, как и прочие нужды справлять, вообще было немодно. Я вот смотрю на спальню королевы-матери Марии де Гиз в Стерлинге и мне немного дурно мне от мысли, за какую портьеру тут любовника спрячешь, ежели вся спальня размером как тот колонный зал Дома Союзов. Ну, почти… и толклась в ней днем и ночью дофигищная прорвища народу. А любовник у нас не из тех, кто особых примет не имеет – в толпе затеряться ему не с руки. Возвернемся к мытью. Допустим, даже бадья. Учитывая, что граф – мужчина крупный, все сто девяносто, вровень, то есть, с небезызвестным Генрихом Тюдором, бадья должна быть очень вместительной, в противном случае наша сцена из эротики превращается в порнографию. Но и это ладно бы – дамский, в конце концов, говорю, роман. Проблема в том, что плескаться вообще было не принято – считалось, что вода открывает поры для миазмов и флюидов болезни, переносящихся по воздуху. Поэтому лишний раз мокнуть никак не следовало. Следовало чаще менять исподнее и до красноты растирать кожу по утрам лоскутами льняной тряпки – так все благовоспитанные и здравые люди и поступали. Рабочий люд, к примеру, исподнее менял раз в неделю – одел в воскресенье утром свежую рубаху, так и носишь ее до следующей субботы. Нобили, понятное дело, меняли белье чаще. Порой по нескольку раз на дню.

Так вот, возвращаясь к Рут Гудмен, она описывает случаи, когда она придерживалась описанного выше режима гигиены, то есть: ношение льняного исподнего под одежду из натуральных волокон, смена исподнего каждый день, растирание тела перед сном льняной ветошью, никакой ванны или душа в течение трех месяцев. Говорит, что никакого запаха тела не замечали ни она, ни окружающие, а кожа ее была даже в лучшем состоянии, чем обычно. Это было в условиях современного общества. В условиях съемок “Tudor Monastery Farm” она работала в поле, по дому, у очага, в основном проводила день на открытом воздухе – и обнаружила, что смена исподнего раз в неделю остается комфортной как для нее, так и для ее коллег – не только в кадре, но и за кадром, т.е. не обладающих средневековой толерантностью к запахам. А запах дыма от очага (это была открытая жаровня в центре зала в доме) перебивал и запах волос – чепец (его льняные части) она меняла раз в неделю вместе с сорочкой. И опять-таки, кожа была в отличном состоянии. Тогда как ее коллега менял белье в той же периодичностью – то есть, крайне редко, но ежедневно принимал душ и пользовался современными средствами (видимо, имеется в виду дезодорант) – и запах от него шел ужасающий. Правда, Рут не описывает моменты интимной гигиены, так что вопрос частично остается в подвешенном состоянии.


отсюда

Я нашел Рут Гудмен, о которой речь, и вот статья (на английском), а еще у нее есть книги.

0

8

Отвечая на заданный мне в частном порядке вопрос об интимной гигиене нашего времени.

К сожалению, найти надежную информацию непросто (это, например, у меня особого доверия не вызывает). Все как будто сходятся, что депиляция была распространена в античном мире и, по-видимому, отсутствовала в средневековье (так что отсутствие волос на лобке в живописи ни о чем не говорит, кроме того, каким был эстетический идеал). На Востоке волосы с тела удаляли с помощью разного рода смесей, основанных на сахаре, но в Европе концентрировались в основном на бровях и линии волос надо лбом, используя для этого щипчики. Тем не менее, уже в XI веке в косметических трактатах появляются рецепты мазей для удаления волос. Например, смешать муравьиные яйца, красный аурипигмент (иными словами, минерал, содержащий мышьяк) и сок ивы с уксусом. В других рецептах без затей (например, в трактате Experimenti Катерины Сфорца) предлагают использовать мышьяк и предупреждают, как быстро надо смыть с тела эту адскую смесь, чтобы не лишиться заодно и кожи. Рекомендации такого рода позже становятся более откровенными, уточняя прямо, что речь идет о волосах на лобке, а Эразм Роттердамский в «Похвале глупости», 1509 г., упрекает немолодую женщину в том, что она, покупая любовь юного красавца, выщипывает себе волосы на лобке.

Таким образом, можно сделать вывод, что практика депиляции существовала и не ограничивалась куртизанками, средства для нее имелись, но, во всяком случае, повсеместной она не была (потому что в других текстах, например, в «Повести о Гризельде», наличие лобковых волос у женщины упоминается не в отрицательном ключе). В разных странах и в разное время эстетика и мода могла быть разной, так что гарантировать ничего нельзя.

И напоследок, как выяснилось, в нашу эпоху существовала также такая увлекательная вещь, как лобковый парик (меркин), использовавшийся, судя по всему, в театре, где женские роли исполнялись мужчинами, и куртизанками, которые избавлялись от лобковых волос, чтобы не подхватить лобковую вошь, и носили лобковые парики еще и для того, чтобы скрыть признаки венерических болезней.

Не знаю, у кого первого или первой возникнет возможность воспользоваться этой информацией, но надеюсь, она пойдет на пользу.

Источники

https://renresearch.wordpress.com/2012/12/09/did-renaissance-women-remove-their-body-hair/
http://rosaliegilbert.com/bodyhair.html
http://blog.pilochka.kiev.ua/merkin-intinyi-parik/
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Merkin

Отредактировано Dominique (2017-04-13 16:39:24)

0


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » Гигиена и чистота