Вверх страницы
Вниз 

страницы

Французский роман плаща и шпаги

Объявление

Рейтинг игры: 18+



Происходящее в игре (случайная выборка):



Восток - дело тонкое. 1616 год, Тунис, Бизерта: Юный Франсуа де Ротонди знакомится с Франсиско де Варгасом, который знакомится с нравами Туниса.
Письмо счастья. 12 февраля 1629 года.: Г-жа де Мондиссье просит г-на де Трана помочь ей передать письмо королевы г-ну де Корнильону.
Много драконов, одна принцесса. 9 марта 1629 года.: Г-н де Ронэ и Портос готовятся похитить принцессу.
Я вновь у ног твоих. Май 1629 года, Париж.: Арамис возвращается к герцогине де Шеврез.

Денежки любят счет. Февраль 1629 г.: Луиза д’Арбиньи прибывает в поместье Вентьевров.
О пользе зрелых размышлений. 11 февраля 1629 года: Г-н де Валеран рассказывает Марии Медичи о попытке королевы спасти г-на де Корнильона.
Слезы ангелов. Северное море, июнь 1624 г.: После захвата голландского корабля капитан Рохас и лейтенант де Варгас разбираются с добычей.
Гуляя с ночи до утра, мы много натворим добра. 3 февраля 1628 года.: Роже де Вентьевр и Ги де Лаварден гуляют под Ларошелью.

Пасторальный роман: иллюстрация. Декабрь 1627 года: Принцесса де Гонзага позирует для портрета, Месье ей помогает (как умеет).
Любить до гроба? Это я устрою... 12 декабря 1628 года: Г-н де Тран просит сеньора Варгаса о помощи в любви.
Кузница кузенов. 3 февраля 1629 года: М-ль д’Арбиньи знакомится с двумя настоящими кузенами, одним названным и одним примазавшимся.
Невеста без места. 12 февраля 1629 года.: Г-н де Вентьевр и "г-н д'Арбиньи" узнают о скором прибытии "Анриетты".

Игра в дамки. 9 марта 1629 года.: Г-жа де Бутвиль предлагает свои услуги г-ну Шере.
Кружева и тайны. 4 февраля 1629 года: Жанна де Шатель и «Жан-Анри д’Арбиньи» отправляются за покупками.
Пример бродяг и зерцало мошенников. Май 1629 года..: Г-н де Лаварден узнает, что его съели индейцы, а также другие любопытные подробности своей биографии.
La Сlemence des Princes. 9 января 1629 года: Его величество навещает супругу.


Будем рады новым каноническим и авторским персонажам в сюжеты третьего сезона.

Календарь на 1628 год: дни недели и фазы луны

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » Техника боевого фехтования


Техника боевого фехтования

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Информация в этой теме, выложенная от ника Перо, была собрана игроками первых двух сезонов игры на форуме http://francexvii.borda.ru/.
Изначальное авторство постов можно посмотреть здесь

0

2

Тарас Е.А. Техника боевого фехтования: практическое пособие. Минск, 1999. (Серия «Боевые искусства»).
Часть 4. Фехтование шпагой. С.235-240.

До конца XVI века основным видом длинного клинкового оружия в Европе был меч. Но в течение первой трети XVI века его повсеместно вытеснила шпага. Это было связано с распространением огнестрельного оружия, сделавшего ненужными тяжёлые доспехи, закрывавшие воинов от затылка до пяток. Вместо них вошли в употребление легкие кирасы, шлемы без забрала и небольшие круглые щиты. 3атем отказались и от щитов и от шлемов, заменив их оружием для левой руки - дагой либо кинжалом. Длинный тяжелый меч, сохраняя свои режущие свойства, постепенно уменьшался в размерах и весе и превратился наконец в плоскую режуще-колющую шпагу.
Такая шпага представляла собой длинной оружие (длина вместе с эфесом до 140 см) с упругим плоским клинком шириной от 3 см, постепенно суживающимся к острию. Клинок имел двустороннюю заточку и острие для укола. Длина эфеса составляла 20-25 см, включая гарду, рукоять и противовес.
Существовали три основные формы гарды:
1) немецкая - в виде простой крестовины и дужки для защиты пальцев;
2) испанская - в виде чашки и дужки;
3) итальянская - в виде нескольких колец разного диаметра, расположенных одно над другим подобно корзинке.
Противовес делали в виде набалдашника, который уравновешивал оружие и не давал руке соскальзывать с рукояти.
Помимо ударов и уколов, боевое фехтование включало в себя элементы рукопашного боя: удары ногами, подсечки и подножки, удары руками, толчки руками и корпусом, захваты, болевые приемы на суставы с целью обезоруживания. Постепенно складывалась сложная техника ведения боя одной и двумя руками (шпагой и дагой, шпагой и кинжалом, шпагой и плащом, одной лишь шпагой), сочетавшая работу оружием с борьбой на ближней дистанции. Необходимость специального обучения этой технике привела к появлению профессиональных учителей фехтования и борьбы.
В соответствии с цеховыми традициями они объединялись в корпоративные организации, так называемые «братства». Известны, например, фехтовально-борцовские братства Святого Марка и Святого Луки в Германии XV-XVI веков. Возникли также союзы странствующих фехтовальщиков, обучавших своему искусству всех желающих за плату. Кроме того, существовала своеобразная социальная группа «браво» (или «эскримеро») - профессиональных фехтовальщиков, выступавших в роли наёмных убийц, охранников и учителей фехтования. С XV века фехтование стало обязательным учебным предметом в итальянских университетах, с XVI- в немецких, с XVII - во французских, с XVIII - в русских учебных.
В XV и первой половине XVI века лидирующее положение в Европе занимали испанские мастера шпаги. Этому способствовало производство знаменитых толедских клинков, сочетавших прочность с легкостью, и широкое распространение дуэльных поединков в Испании того времени. Боевая стойка представителей испанской школы была следующей: левая нога впереди, шпага в правой руке использовалась только как наступательное оружие, а дага, кинжал либо плащ в левой руке - для обороны. Этот стиль получил название «эспада-и-дага» (т.е. бой шпагой и вспомогательным оружием).
В середине XVI века центром фехтовального искусства в Европе стала Италия. Итальянская школа была кодифицирована в книгах Ахилло Мороццо «Искусство оружия» (1517), Камилло Агриппы «Трактат об искусстве владении оружием» (1553) и Марко Пагано «Дисциплина оружия» (1553). Именно она в наибольшей мере сочетала фехтовальные приёмы с борцовскими. Кроме того, итальянцы первыми начали применять оружие левой руки не только с целью защиты, но и для нападения. Широкая боевая стойка, работа выпрямленной вперед руки со шпагой за счёт локтевого сустава, фиксация пальцев и лучезапястного сустава (чему способствовала корзинчатая гарда), устремлённые вперед позиции, силовая манера ведения боя - таковы отличительные черты итальянской школы фехтования.
Французская школа сложилась в конце XVII века в результате синтеза испанской и итальянской школ. Французы облегчили и укоротили шпагу, что позволило усложнить технику приемов и повысить скорость их выполнения. Они первыми отказались от оружия для левой руки. В управлении клинком главную роль стали играть пальцы и лучезапястный сустав, а не локоть. Боевая стойка сделалась более узкой, что обеспечило повышение маневренности. Вперед французы выставляли правую ногу вместо левой, так как подобная позиция давала возможность и атаковать, и обороняться одной лишь шпагой. Впрочем, левую руку еще долго использовали для защиты и обезоруживания. Французы, кроме того, первыми сделали главным способом атаки молниеносный укол, справедливо оценив его преимущества по сравнению с ударами. Однако в настоящем бою бывает всякое, поэтому среди военных режущие (полосующие) движения сохранялись до XIX века включительно. Укол торжествовал в основном на дуэлях.
В Австрии, Англии, Германии, Польше, Португалии, России и других европейских странах обычно придерживались одной из трех господствовавших школ, либо практиковали так называемый «микст», т.е. смесь приемов, характерных для разных школ.
В фехтовании на шпагах выделяют три дистанции между противниками:
а) дальнюю, когда кончики клинков в вытянутых руках противников не соприкасаются и для проведения атаки требуется продвижение вперед на два-три шага;
б) среднюю, где кончики клинков соггрикасаются, так что для атаки достаточно сделать выпад на один шаг;
в) ближнюю, на которой соприкасаются клинки, удерживаемые в полусогнутых руках.
На дальней и средней дистанциях преимущество обычно имел тот боец, у кого оружие или рука были длиннее.
Смена дистанций являлась одним из важнейших элементов тактики боя. Поэтому в процессе обучения фехтованию много времени уделяли перемещениям и уклонениям. Перемещения включали одиночные и приставные (двойные) шаги, перебежки, прыжки вперед, назад, влево, вправо, по прямой линии и по дуге. Уклоны корпуса производили назад, в стороны, вниз.
Среди ударов шпагой основными считались следующие:
1) вертикальные сверху вниз по голове, правому и левому плечу;
2) диагональные (наклонные) сверху вниз по голове, правому и левому плечу;
3) в горизонтальной плоскости по бокам;
4) диагональные снизу вверх по бокам;
5) вертикальный удар снизу вверх по корпусу.
Фехтовальщики производили уколы во все части тела: в лицо, корпус, руки, ноги - по прямой линии спереди, снизу вверх, сверху вниз, с боков.
Разумеется, наиболее сложные приемы фехтовальщики применяли только в залах и на дуэлях «до первой крови». В смертельном «настоящем бою» было не до изысков. Вот как об этом сказал один из французских фехтовальщиков XVIII века: «В самых сложных ударах малейшая неточность более опасна для того, кто наносит удар, чем для противника. Тот, кто наносит слишком сложные удары, часто бывает вынужден пренебречь защитой, что приводит к ужасным последствиям. Впрочем, большинство таких ударов не выходят за пределы фехтовальных залов. В поле (в сражении) прямой удар и прямой отвод - чуть ли не единственные используемые приемы, прочие считаются слишком опасными».
Длинная плоская шпага была далеко не идеальным оружием, так как клинок своей гибкостью мешал исполнению уколов, а нанесение ударов затруднялось легкостью клинка. Длина оружия замедляла переход от одних приёмов к другим. Поэтому относительно простые приемы нападения усложняли главным образом их повторением. Левой рукой очень часто захватывали клинок противника. Чтобы избежать при этом порезов, перчатку для левой руки делали из особо прочной кожи, нередко усиливая ее стальными нитями на внутренней стороне перчатки.
В последней четверти XVII века на смену плоской шпаге пришла 3-гранная или 4-гранная. Клинок с подобным сочетанием пружинит, но не выгибается и хорошо пронзает любой материал. Эта форма шпаги позволила полностью отказаться от рубящих ударов. Однако уколы превратились в единственный способ атаки лишь в дуэльном фехтовании. Военные сохраняли режущий клинок ещё очень долгое время.

Там же. Глава 13. Фехтование шпагой и дагой. С.305-310.

Дага - оружие для левой руки - имела вид короткой (от 20 до 50 см) колюще-режущей плоской шпаги (реже - четырехгранной). Её клинок имел ширину в пределах 1,5-2,5 см (y четырёхгранной сторона грани составляла 1 см). Эфес имел широкую гарду и снабжался металлической полосой от гарды к противовесу (как y сабель), закрывающей кисть руки.
Носили дагу чаще всего без ножен, за поясом, так же, как кинжал, но с правой стороны туловища, около живота, остриём наружу. Такое положение было наиболее удобно для того, чтобы, взявшись за рукоять левой рукой, быстро выхватить дагу и выставить её вперёд.
Выставленная вперёд в положении боевой стойки, дага использовалась преимущественно как оружие защиты. Держали её остриём вперёд, точно так же, как шпагу (если вместо даги употребляли кинжал или нож, его тоже держали прямым хватом, ни в коем случае не обратным).
Основная стойка в бое шпагой и дагой - левой ногой вперёд. Вес тела равномерно распределён на обе ноги. За счёт сгибания колена вес можно перераспределять на левую ногу, создавая тем самым положение полувыпада, их которого легче начинать атаку. Противоположное положение - левая нога выпрямлена, правая полусогнута. Боевая стойка левой ногой вперёд очень часть менялась в ходе боя на положение правой ногой вперёд.
Положение корпуса соответствовало положению ног: в обычной стойке его держали вертикально, при согнутой левой ноге корпус немного наклоняли вперёд, при согнутой правой - назад.
Левая и правая рука фехтовальщика занимали примерно одинаковое положение: локоть согнут, подвёрнут под гарду оружия, кисть находится на высоте груди, острие оружия нацеливалось примерно на высоту шеи противника.
Находясь в любой стойке, сражающийся применял все виды возможных фехтовальных передвижений: шаги, скачки, уклонения. В этой манере боя в равной степени исполняют выпады и полувыпады обеими ногами, в зависимости от действий руками и расстояния до противника. Передвижение бойца, вооружённого шпагой и дагой представляет сложнейшую комбинацию, трудную вследствие чрезвычайного разнообразия боевых приёмов. Бой на этом оружии ведётся не по прямой линии, а по кругу. Правая рука, вооружённая шпагой, использует простые и круговые удары, чередует их с уколами, направленными в самые различные части тела противника.
Обладая небольшими размерами, очень лёгкая по сравнению со шпагой, расположенная близко к противнику, дага легко позволяла ловить тяжёлый шпажный клинок нападающего. Дага давала возможность использовать правую руку для ответных ударов, повторных и сдвоенных атак. Характерной особенностью этого вида боя являются двойные действия. Выбрав момент, боец атакует сразу шпагой и дагой. При внезапной атаке двойным уколом или комбинацией укола и удара защита оружием представляет чрезвычайно трудное действие. В этом случае спасало движение. Бой на шпаге с дагой располагал большим количеством двойных защит, комбинаций защит и движений, создавал возможность для двойных ответных атак.
В XVII веке дага уступила место кинжалу и плащу. К этому времени шпага значительно уменьшилась в размере и стала более лёгкой.
Облегчение шпаги привело к возможности перехода настойку правой ногой вперёд, что сразу повысило тактическую значимость приёмов нападения. Бойцы, выставив вперёд правую ногу и сосредоточив действие нападения и частично защиту в шпаге, отказались от даги, но, взяв в левую руку кинжал, оставляя его в защитном положении перед грудью в левой части туловища от ударов, а иногда от уколов, наставленных в грудь и живот, использовали его в ближнем бою как средство нападения. Левая рука, вооружённая кинжалом, при удобном случае проводила приемы для обезоруживания противника.
Несколько слов скажем о действиях плащом. Во время боя им плотно обматывали левую руку и подставляли ее под рубящие и колющие удары (надо сказать, что такой валик их вполне выдерживал, а о сохранности плаща беспокоились мало: своя жизнь дороже). Иногда вместе с плащом брали в руку и небольшой кинжал. В некоторых случаях с целью нападения с помощью плаща его не обматывали вокруг руки, а оставляли висячим на левом плече, поддерживая кистью руки. При этом плащ слегка предохранял корпус от ударов слева и мог оказаться оружием нападения, если удавалось подойти к противнику достаточно близко. Тогда плащ набрасывали на голову противника, так что он ничего не видел, и одновременно несколько пригибали его к земле, после чего пускали в ход оружие. Можно была также, взяв отстегнутый плащ за угол или за середину, маховым ударом отбросить вражескую шпагу в сторону накинуть его на голову врага, закрыв ему лицо, после чего нанести удар самому.
Как уже указывалось выше, основным назначением даги в бою была оборона. Ею отводили удар неприятельской шпаги или преграждали ей путь, практически никогда шпагу не отбивали. Атаку никогда не начинали с нападения дагой, но уже после проведения защит от ударов противника, переменив стойку и сделав выпад, можно было атаковать и ею.
Основными направлениями укола дагой были:
1) уколы вверх (в основном в лицо и корпус);
2) уколы сбоку;
3) уколы снизу.
Характерным именно для боя на шпаге с даrой было проведение так называемых двойных атак. Такая атака заключалась в том, что боец во время проведения выпада действовал сразу обоими видами оружия, причем дагой исполнял один из уколов, а шпагой - рубил либо тоже колол.
Основные виды двойных атак выглядели следующим образом:
а) дага - укол вверх, шпага - прямой укол;
б) дага - укол вверх, шпага - рубящий удар по голове;
в) дага - укол вверх, шпага - рубящий удар по левому боку;
г) дага - укол снизу, шпаг - укол вниз;
д) дага - укол снизу, шпага - рубящий удар по правому боку;
е) дага - укол снизу; шпага - рубящий удар по левому боку;
ж) дага - укол снизу; шпага - рубящий удар по голове;
з) дага - укол сбоку, шпага - укол прямо;
и) дага - укол сбоку, шпага - укол вниз;
к) дага - укол сбоку, шпага - рубящий удар по левому боку;
л) дага - укол сбоку, шпага - рубящий удар по голове.
За исключением тех случаев атаки, когда шпагой наносили удар по правому боку, оружие совсем не мешало друг другу. В указанных же случаях поступали так: дага несколько пропускала шпагу вперед, оставаясь при этом ниже плоскости движения шпаги, и начинала движение, когда шпага уже прошла приблизительно первую треть движения.
При двойных атаках старались направлять движение оружия так, чтобы точки попаданий были как можно более удалены друг от друга, что затрудняло противнику возможность парирования ударов.
Защитами от двойных атак служили движения отступления или уклонения.
Защиты оружием исполнялись:
1) шпагой от даги, дагой от шпаги;
2) шпагой от обоих видов оружия;
3) дагой от обоих оружий.
Ответные атаки были чрезвычайно разнообразны и могли исполняться:
1) шпагой после шпажных защит;
2) дагой после шпажных защит;
3) шпагой после защиты дагой;
4) дагой после защиты дагой;
5) обоими видами оружия после двойных атак.
Очень часто выполняли захват шпаги противника. Для этого скрещивали шпагу и дагу под прямым углом и в образовавшуюся «вилку» ловили клинок неприятельской шпаги, после чего движением даги отодвигали ее в сторону и сразу же, приведя свою шпагу в боевое положение, производили ею атаку.

Там же. Фехтование саблей. С.310-312.

Желание дать армии многофункциональное холодное оружие, при отсутствии возможности (и желания) обучать солдатские массы искусству фехтования (при котором преимущество шпаги совершенно явное), привело к принятию на вооружение комбинированного оружия. Оно не очень длинное, зато широкое, удобно для рубящих, режущих и отчасти колющих движений. Таковы тесаки (в пехоте), палаши (в кавалерии), сабли и шашки (как в кавалерии, так и в пехоте). Кроме того, эти разновидности оружия были дешевле шпаг в производстве, что для войны весьма существенно.
Сабля или, вернее, шашка - это изогнутый клинок, имеющий одностороннюю заточку и острие. Гарда в виде плоского щитка, иногда есть дугообразная полоса, соединяющая крестовину с противовесом: она прикрывает кисть руки с внешней стороны.
Характерной особенностью боя на саблях (шашках) является большое количество разнообразных передвижений. Атакующие и защитные действия производятся из позиций, а не соединений. Характерны: более низкая стойка (чем со шпагой), положение левой руки на пояснице сзади, короткие выпады, небольшие фехтовальные фразы. Бой ведется как бы наскоком, отсутствуют повторные атаки и удвоения.
Ответные атаки весьма распространены, а защиты, как правило, берутся с движением назад. Уклоны вправо и влево почти не используют, так как в случае атаки сбоку они не выводят тело из зоны поражения. Применяются отходы назад и пригибания вперед. При атаках противника по нижнему уровню часто применяют подскоки вверх.
Бои ведутся не по прямой линии, а по кругу, для чего применяют шаги и скачки в сторону. В основном бой ведется из второй и третьей позиций. Бойцы действуют на дальней дистанции. Совершенно отличное положение правой руки и способ держания оружия. Саблю зажимают в кулак, так же как меч. В положении боевой стойки правую руку держат на расстоянии 5-10 см от туловища. Локоть согнут, кисть повернута ладонью вправо, находится на уровне середины живота, чуть выше локтя и выдвинута несколько вправо. Острие окажется примерно на высоте лба, клинок несколько наклонен вперед по направлению к противнику. Кисть держит оружие так, чтобы лезвие было направлено вправо и немного вперед. Это положение очень близко к положению третьей шпажной позиции или защиты.
Вторым основным положением оружия в стойке будет направление клинка вниз. Это положение тождественно второй шпажной позиции: кисть должна быть повернута так, чтобы лезвие было направлено вправо, чуть вперед. Очень редко, но применяется пятая позиция, когда оружие находится в положении пятой защиты.
В бое на этом виде оружия не находят себе применении перемены соединений и завязывания, так как соединения отсутствуют, а завязывания имеют задачей выполнение уколов. Большое значение в период подготовки атаки имеют передвижения в различных направлениях с применением различных позиций и действий на оружие: толчок, круговой толчок, скользящий толчок.

Там же. Часть 5. Бой ножом. С.314-322.

Нож - это боевое оружие и одновременно бытовой инструмент. Ножом широко пользовались люди в доисторические времена и в античную эпоху, в Средние века и в Новое время. Менялся материал, из которого делали ножи, менялась их форма, но неизменной оставалась суть этого режуще-колющего оружия для одной руки. В наши дни из всех видов вооружений прошедших веков один только нож прочно сохраняет свое прикладное значение.
Строго говоря, общий термин «нож» объединяет три вида коротких (до 25-30 см максимум) клинков: собственно нож, кинжал и стилет.
Исторически первым появился кинжал, т.е. короткий клинок с двусторонней заточкой. Такая заточка позволяет выполнять режущие и рубящие движения без дополнительного поворота кисти, что упрощает технику и экономит время. Кроме того, нет нужды следить за положением клинка в руке, так как лезвие у кинжала имеется с обеих сторон.
Нож представляет собой короткий клинок с односторонней или полуторасторонней заточкой (когда заточен весь клинок с одной стороны и его треть, примыкающая к острию, - с другой). Полуторасторонняя заточка нужна для так называемых «вспарывающих» ударов снизу вверх. Ножи бывает как прямые (европейские), так и кривые (азиатские). В Европе наиболее популярен нож «финского» (норвежского) типа, с клинком длиной примерно 15 сантиметров.
Стилетом называют кинжал с узким трехгранным либо четырехгранным клинком, Классический стилет появился в Италии в XVI веке. Он легко пробивал как сочленения доспехов, так и кольчужные кольца. Стилет обычно носили в сапоге или в рукаве, а женщины - за корсажем платья. Стилет хорош тем, что им можно производить колющие удары во всех направлениях, не выворачивая при этом кисть. Чаще всего стилетом наносят короткие точные тычки в живот, в сердце, в шею, под ребра справа или слева, сзади под левую лопатку. В мире уголовников аналогами стилета являются «заточка» (остро заточенный с одного конца металлический прут), «пика» (заточенный трёхгранный напильник), вязальная спица и сапожное шило.
В бою на ножах не произошло такой унификации техники, какую можно видеть в фехтовании шпагой или штыком. Это объясняется огромным разнообразием назначения, форм и способов употребления ножа. В различных регионах складывались свои особые традиции работы ножом. Например, среди пастухов южных и центральных провинций Испании было распространено фехтование навахами - большими складными ножами с двумя изогнутыми лезвиями, выходящими из рукоятки в противоположные стороны (такие ножи пастухи применяют до сих пор для разделки туш животных). Бой навахами вели с помощью короткого плаща (капы), намотанного на левую руку для защиты ее от порезов. Но помимо боя навахами и одновременно с ним в той же Испании существовали другие системы и способы употребления ножа. В частности, получили широкое распространение андалузский, малагский и наваррский стили боя кинжалам.
Независимо от стиля, действия человека с ножом подчиняются некоторым общим правилам, влияющим на тактику боя.
Первое и самое главное среди них следующее: нож эффективен только в ближнем бою, когда противники сходятся почти вплотную. Устремляясь навстречу друг другу, каждый из них пытается провести какой-нибудь отвлекающий прием - захват руки или шеи, подсечку, подножку или удар ногой.
Второе важное правило сводится к тому, что блоки и отбивы («парады») лезвия противника своим клинком в поединке на ножах следует исключить. Короткий клинок не позволяет безопасно отразить удар неприятеля, собственная рука почти всегда оказывается в зоне поражения. Порезы при этом неизбежны. Поэтому от ударов стараются уходить движениями корпуса (уклонами), прыжками или быстрыми шагами.
Опять-таки с глубокой древности известны три основных положения ножа в руке: прямой хват (когда клинок направлен своим острием вверх от большого пальца), обратный хват (клинок направлен острием вниз от мизинца, допускается накладывание большого пальца на торец рукоятки) и диагональный (рукоятка лежит по диагонали ладони, острие клинка направлено вперед, его тело находится между большим и указательным пальцами). При диагональном хвате сила захвата сосредоточена в безымянном пальце и мизинце. Указательный, средний и большой пальцы лишь слегка придерживают оружие и направляют его в цель. У неопытных бойцов сила захвата концентрируется именно в этих трех пальцах.
Наибольшим уважением среди профессионалов пользуется диагональный хват Дело в том, что именно он наиболее удобен для «расписывания» - выполнения ножом непрерывных волнообразных движений в горизонтальной плоскости. Ведь убить одним ударом можно только ничего не подозревающего человека. В фехтовальном поединке на такое нечего даже надеяться. Отсюда ставка на неглубокие множественные порезы рук, плеч, шеи, боков, живота, бедер. Расчет простой. Тот из противников, кто получит больше порезов, потеряет больше крови, раньше ослабеет, начнет чаще ошибаться и благодаря всему этому станет возможным добить его коротким сильным тычком. Диагональный хват хорош еще и тем, что он не требует отведения руки назад либо вверх на замах. Движения ножом на диагональном хвате менее различимы, парировать их, уходить от них прыжком или уклоном способен лишь опытный боец. Этим хватом удобно производить тычки вперед и сбоку, секущие удары сверху вниз, вспарывающие удары снизу вверх.
При любом хвате режущая сторона ножа может быть направлена как наружу от запястья, так и внутрь к нему. В подавляющем большинстве случаев лезвие надо направлять во внешнюю от себя сторону, «наружу». Если же сравнивать между собой преимущества и недостатки прямого и обратного хвата, то следует подчеркнуть, что обратный хват ножа лучше. Он позволяет использовать более разнообразную технику боя за счет кистевых движений. Но если в руках не нож, а кинжал (т.е. клинок с двусторонней заточкой), то прямой хват предпочтительнее.
Основное движение смены хвата с прямого на обратный и наоборот состоит в отработанном движении пальцев и всего запястья в целом. Нельзя злоупотреблять им. Сначала требуется отработать его до полного совершенства, чтобы нож ни при каких обстоятельствах не мог выпасть из руки. И только добившись надежности удержания в момент изменения хвата, можно пытаться применять такую перемену в учебном поединке.
Следует отметить, что из прямого хвата в диагональный нож переводится одним нажатием большого пальца на обушок клинка. А вот для перевода его в прямой или диагональный хват из обратного необходимо провернуть рукоятку между большим и указательным пальцами, что гораздо труднее и в горячке боя может привести к потере оружия. Прямой хват удобен для колющих ударов прямо вперёд-снизу, а также для рубяще-режущих ударов сверху вниз. Обратный хват весьма эффективен для вспарывающих ударов снизу-вверх.
Настоящая дуэль на ножах в современной жизни встречается очень редко. Гораздо чаще нож внезапно выхватывают в решающую минуту, как последний аргумент своей правоты. При этом нож обычно появляется только у одного из противников. В таких ситуациях не приходится говорить об искусстве фехтования: просто один из противников старается любым способом, без соблюдения каких бы то ни было правил, всадить нож в тело врага, а тот обороняется всеми доступными ему средствами.

Бой ножом начинается либо с защиты, направленной против атакующей конечности противника, либо с мгновенной атаки в жизненно важные точки его тела. Такой бой прост и сложен одновременно. Прост потому, что практически все удары и защиты ножом совпадают по своим траекториям с ударами и защитами безоружной рукой, овладеть ими не составляет большого труда. Сложен он потому, что, во-первых, нож надо чувствовать неотделимой частью руки. Во-вторых, для работы ножом в скоротечном встречном бою требуется молниеносная реакция. В-третьих, все базовые удары требуется отработать до полного автоматизма движений - ведь именно на автоматизме основано их свободное комбинирование, играющее главную роль в технике работы ножом.
Указанные моменты делают работу ножам хотя и доступной, но вместе с тем трудоемкой, в смысле траты времени на тренировки.
Три главных принципа работы ножом:
1) прежде всего скорость,
2) затем точность поражения
3) и, наконец, простота.
Только соблюдение этих трех принципов позволяет обеспечить стопроцентную эффективность в ситуации, когда малейшая ошибка ведет к гибели. Нельзя запаздывать с реагированием на внезапную атаку врага, нельзя использовать слабые или неотработанные удары, нельзя делать ставку не сложные приемы.
Поскольку нож практически всегда находится в ножнах, необходимо тщательно отрабатывать его выхватывание до уровня рефлекторного реагирования. Само движение выхватывания является сугубо индивидуальным, так как зависит от места расположения ножен, роста бойца, длины его рук, носимой одежды.
Виды выхватов:
а) из ножен на поясе спереди (слева или справа);
б) из ножен на поясе за спиной (слева или справа);
в) из ножен в рукаве (на левой или на правой руке);
г) из внутреннего кармана куртки или пиджака;
д) из ножен за воротником одежды;
е) из ножен на бедре (слева или справа);
ж) из ножен в сапоге.
Все виды выхватывания необходимо отрабатывать не только на месте, но и в движении, причем выхват в движении требуется в первую очередь. Это может быть шаг, уклон движением тела, прыжок, бег и даже кувырок в падении. Что касается ударов, то они должны являться как бы развитием траектории выхватывания и достигать максимально возможной скорости. То и другое обеспечивается исключительно путём длительной тренировки. При этом надо сочетать отработку ударов боевым ножом на манекенах или чучелах с отработкой ударов на партнёре резиновым ножом (не деревянным). Те и другие удары следует производить предельно быстро (не забывая, разумеется, о точности). Ситуации в тренировках с партнером должны имитировать внезапный встречный бой, сначала в зале (на учебной площадке), а затем главным образом на местности.
Под простотой техники работы ножом подразумевается требование избегать замысловатых траекторий, «играть» ножом в пальцах, перебрасывать его из одной руки в другую, совершать движения им без намерения поразить противника (пугать). Конечно, можно и нужно свободно комбинировать атаки и защиты, тычки и рубяще-режущие движения. Но комбинирование, во-первых, строится исключительно на основе хорошо отработанных элементарных траекторий, а во-вторых, в одно движение нельзя совмещать более двух, максимум трех ударов.

ТОЧКИ ПОРАЖЕНИЯ
При нападении спереди самыми эффективными приемами являются тычки (колющие удары) в горло, в живот, в сердце. Ударяя в горло чуть ниже кадыка, боец рассекает яремную вену и смерть наступает практически мгновенно. Глубокая рана в живот (лучше нанести два-три повторяющихся удара) вызывает потерю сознания от болевого шока и смерть и течение нескольких минут (если не оказать своевременной медицинской помощи). Попадание в сердце также влечет за собой мгновенную смерть, но здесь удар должен быть не только точным, но и сильным, так как область сердца защищена грудной клеткой. Иные зоны поражения при атаке тычком спереди - это левое и правое подреберье (селезенка и печень), боковая часть шеи.
Для рубяще-режущих ударов основными мишенями являются руки: запястье и локтевой сгиб. Кроме того, можно атаковать ими лицо, шею и ноги. Рубящие и режущие удары по рукам являются основой приёмов защиты ножом. С их помощью, во-первых, добиваются обездвиживания конечности (и возможности держать оружие), а во-вторых, при поражении артерии тоже возможен летальный исход. Так, удар по лучезапястному суставу рассекает лучевую артерию. B результате болевого шока и быстрой потери крови через 15-20 секунд человек теряет сознание, а спустя 1-2 минуты умирает Аналогичный результат дает рассечение бронхиальной артерии, проходящей над внутренней частью локтя. Рубящим ударом по шее сбоку можно рассечь сонную артерию или аорту, что влечёт смерть в течение нескольких секунд. Удар по ноге с внутренней стороны бедра лишает противника способности передвигаться, а если не обработать рану то вполне возможно смерть от большой потери крови. Наконец, любые удары в лицо заставляют противника отшатываться назад и закрывать лицо рефлекторным движением рук. Это позволяет атаковать его в другие уязвимые зоны.

0

3

Шпага - это результат логического развития меча как орудия убийства себе подобных. Но не обольщайтесь. Шпага ничуть не лучше меча, по многим показателям меч ее превосходит, но... Стратегия и тактика поединков, а также методы ведения войны изменились со временем, и меч перестал отвечать тем задачам, которые ставились перед ним изначально - уничтожить противника наиболее эффективным образом в наиболее краткий отрезок времени. Огнестрельное оружие привело к отказу от тяжелого доспеха, и мечи позднего Средневековья, которые использовались преимущественно против кольчуг или лат, утратили свое значение.

Шпага - в первую очередь военное холодное оружие. Широкий и тяжелый клинок позволял достаточно успешно пронзать даже кирасы. Шпага позволяет в том числе и рубящие удары.
Рапира - в первую очередь гражданское холодное оружие. Рубить рапирой нельзя (чем, кстати, грешит Кавуа в эпизоде побоища с мушкетерами на улице Сент-Оноре). Рапира много легче шпаги, и позволяет своему владельцу двигаться быстрее; переход от приема к приему осуществляется значительно легче.

Откуда вообще взялось слово "рапира"? Забавно, но по версии некоторых историков, от имени святого покровителя одной из школ фехтования - св. Витта. "Витерфехтеры" в конечном итоге превратились в федерфехтеров - "рапирных фехтовальщиков". Feder (нем.) - рапира.

Перепутать шпагу с рапирой очень легко. Разница по сути только в весе оружия и некоторым образом в форме лезвия. В эфесах у шпаг и рапир различий практически нет. 
Видимо, от мечей некоторые тяжелые шпаги унаследовали крестообразный эфес. Несколько позднее возник эфес в виде "чашки" или "корзинки", который полностью закрывал руку. (Грубо говоря, шотландские broadswords - тоже шпаги.)

Все оружие делалось вручную, и две одинаковые шпаги обнаружить практически невозможно, если они не делались под заказ. Зато "оружие левой руки" - нежно любимые мною даги, кинжалы с раздвижным клинком и шпаголомы - нередко делалось "в пару" к основному.

Что стоит знать.

Шпага (и рапира) состоит из:

Hilt - рукоять или эфес.
Blade -  Лезвие.
Fuller - дол
Pommel-nut - навершие "яблока"
Pommel - "яблоко" шпаги.
Grip - сама рукоять, за которую фехтовальщик берется рукой.
Quillion - дуги крестовины или чашка.
Point - острие
Незатачиваемое основание клинка, т.н. "пята", где нередко ставилось мастерское клеймо, называется ricasso.
Само лезвие делилось на:
False edge - "лезвие, обращённое к запястью"
True edge -  "лезвие, обращённое к костяшкам пальцев"
Forte - "сильная часть" - ближе к основанию клинка - служит для защиты
Debole - "слабая часть" - ближе к острию - служит для атаки.

Эфес:
http://s39.radikal.ru/i085/0812/2f/a3159d878cc7.jpg

0

4

http://s59.radikal.ru/i166/0812/7c/a1acac85de8d.jpg

0

5

Батман - хлёсткий удар о клинок противника с целью отбить его в сторону при атаке. Бывает прямой, полукруговой, круговой, проходящий, ударный.
Выпад - разновидность атаки
Туше - укол.
Финт - угрожающее движение оружием, вызывающее у противника реагирование защитой.
Атака – инициативное действие нападения, выполняемое выпрямлением руки и непрерывно угрожающее поражаемой поверхности противника.
Рипост – действие нападения фехтовальщика, отразившего атаку.
Контр-рипост – действие нападения фехтовальщика, отразившего рипост.
Различными действиями защиты являются парады.
Парад – действие защиты, выполняемое оружием с целью помешать действию нападения нанести укол (удар).
Ремиз - действие нападения, простое немедленное, следующее за первым действием без взятия руки на себя после парада или отступления противника, который либо оставил оружие без рипоста, либо выполнил рипост с опозданием или непрямой или сложный рипост.

0

6

В главе XXIII "Урок" ("Сорок пять") Дюма, описывая тренировочный поединок между молоденьким монашком Жаком и королевским шутом Шико, дает сравнительную характеристику итальянской и современной ему (т.е. XIX век) школ фехтования. Вот удалось разыскать по теме.

Интересные сведения о старинных руководствах по фехтованию  с иллюстрациями

Полный скан английского перевода трактата Джакомо ди Грасси «Искусство защиты» (1594) по технике фехтования

Читать крайне тяжело по причине полуслепого изображения и устаревшей грамматики и орфографии времен Шекспира, но желающие, надеюсь, разберутся и получат удовольствие. И еще там много иллюстраций!

Отредактировано Перо (2015-12-05 21:41:21)

0

7

Демонстрация приёмов фехтования на рапирах из книги Сальватора Фабриса:

0


Вы здесь » Французский роман плаща и шпаги » От переводчика » Техника боевого фехтования